digital photoscape - цифровая фотография Мы будем жить и петь по-новому... Между балансом и доминантой 10 советов начинающим Ежедневный фотограф
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop /
Свет в системе или LightZone от LIGHT CRAFT  
глоссарийкарта сайтапечать

Пух обхватил голову лапами и задумался глубоко-глубоко. Здесь и далее А.Милн «Винни-Пух и Все-Все-Все»

Взявшись писать эту статью, я понял, что писать будет совсем нелегко:

Первое, программа, о которой я хочу вам рассказать, основана на исследованиях потрясающего, всемирно известного фотографа и, говоря без всяких преувеличений, несомненно выдающегося человека, Анселя Адамса (Ansel Adams).

Когда-то давным-давно я, совершенно потрясённый его работами, понял к какому результату надо стремиться, занимаясь фотографией. Про зонную систему я тогда ещё и не подозревал, хотя теория была разработана задолго до моего рождения, кажется в самом конце 30-х годов прошлого века. Она открыла для всех доступ к принципам сенситометрии и стала основой для создания первых экспонометров, более совершенные версии которых используются и сейчас во всех современных фотоаппаратах. Он написал десять томов технических трудов по теории фотографии, считающихся классикой и по сей день. Его cистема обладает достаточной гибкостью и в конечном итоге ставит технику на службу внутреннему зрению фотографа.

Следуя этой теории, любой освещенный объект можно разбить на 10 зон или ступеней от самой яркой до самой темной. Переход от одной к другой соответствует одной ступени экспозиции и тона воспроизводятся на обычной пленке пропорционально, т.е. если один из тонов воспроизведен верно, то все остальные будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке. С одной стороны шкалы находится абсолютно белый тон без деталей: сильные источники света; залитый солнцем белый фон и блики солнца от воды, а с другой, соответственно, абсолютно черный - очень глубокие тени; практически не освещенные участки; проемы в темные помещения (окна, двери), фотографируемые из ярко освещенного пространства.

Второе, я встал перед проблемой выбора собственной фотографии, достойной упоминания в статье, рядом с именем одного из моих любимых фотографов.

Ну и самое главное, надо же с чего-то начинать? Шло время, а начать я никак не мог, пока не понял, что писать придётся всё-таки с конца. Вам не кажется, что меня посетила чудесная идея? Ведь как удобно – прочитав в самом начале заключение, те, кому остальные подробности неинтересны, могут просто дальше не читать и не тратить своё время. Так что

 ВСТУПЛЕНИЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОДНОВРЕМЕННО И ЗАКЛЮЧЕНИЕМ

Кажется, что всё то, что можно сделать в LightZone легко воспроизводится и в Adobe Photoshope, но, спустя какое-то время, начинаешь понимать, что большинство фотографий не требует вмешательства такой серьёзной программы, как Adobe Photoshop, да и для многих людей она до сих пор представляется загадочной и слишком сложной. В подобных случаях приходят на помощь такие программные продукты, как LightZone компании Light Crafts. Она обладает интуитивно понятным интерфейсом и, что несомненно приятно, работает как самостоятельным конвертером-редактором RAW файлов, так и в паре с другим чудесным продуктом, о котором мы уже писали, программой Adobe Photoshop Lightroom, а дальнейшая коррекция снимка в Adobe Photoshop предоставлена вообще по умолчанию, если у вас он установлен и не случайно, пользователям программных продуктов компании Adobe, предоставлена скидка на покупку LightZone. Необычайно важна возможность применить записанный в виде шаблона набор инструментов в любой момент к любому количеству других изображений.

Основное достоинство программы заключается в том, что не нужно понимать как устроены кривые и уровни, не надо волноваться, что светлые области выскочат за границу гистограммы, или, наоборот, тени провалятся до предельных значений. Всё в ваших руках, а интерфейс программы прост и понятен.

screen 1 large
Небольшой совет: В настройках Lightroom вы указываете, что внешним редактором у вас станет LighZone, а в меню LighZone автоматически после работы с изображением у вас появится возможность сохранить изменения обратно в Lightroom.
 ПОГРУЖАЯСЬ ПОСТЕПЕННО

И вот, значит, если шар будет зеленый, они могут подумать, что это листик, и не заметят тебя, а если шар будет синий, они могут подумать, что это просто кусочек неба, и тоже тебя не заметят. Весь вопрос - чему они скорее поверят?

Приступим же, наконец, к освоению, не забывая про Адамса - «негатив можно уподобить нотам, а отпечаток – концерту и каждый концерт как-то будет отличаться от другого». Так и мы, по шагам будем видоизменять наш снимок и создавать различные варианты, пока не остановимся на результате, который сможет нас удовлетворить. Первой задачей, как я и говорил, оказался выбор снимка. Я нашёл в своей коллекции снимок альпийского пейзажа с горами, лесом и небольшой деревушкой, состоящей из похожих друг на друга домиков-шале. Открываем программу и первое, что мы видим это окно просмотровщика файлов, как две капли воды похожее на окно любой другой программы для просмотра графических файлов, выбираем наш снимок, жмём ctrl+E или кнопку Edit вверху слева и попадаем из окна просмотра в окно собственно редактора. Первым делом обрезаем наш кадр с помощью инструмента crop и выравниваем линию горизонта командой rotate.
screen 2 large
 РАССМАТРИВАЯ ГЛУБЖЕ
screen 3 large

Теперь ткнём в свиток, именующийся RAW Tone Curve и когда свиток развернётся, то обнаруживаем ту самую зонную систему, о которой мы так долго говорили вначале, только нужно его разблокировать.

Снимок разбит не на 10, а на 16 зон и это, пожалуй, даже удобнее. Число 16, скорее всего, взято с потолка, но оно как-то корреспондируется с заявлением о 16-битном представлении нашего исходного сырого снимка в программе.

При поднесении курсора к каждой из зон на ч/б превью вверху желтым цветом загорается соответствующая световая зона, а, схватившись за границу перехода зон, можно тащить её вверх и тогда зона перемещается в область светов или наоборот вниз и зона перемещается в область теней. Если есть необходимость, то можно переместить самые края и тогда на нашем снимке не будет абсолютно белого или абсолютно чёрного цветов. Вот так, передвигая границы зон, исправляем по своему вкусу изображение и, при каждом изменении, появляется новая метка на границе зон. Я увеличил контраст и проявил облака, потерявшиеся на светлом небе. Согласитесь, что стало немного лучше. Может я и чрезмерно оптимистичен, но, по-моему, лучше жить оптимистом, как Винни-Пух, чем постоянно страдать депрессивным пессимизмом ослика Иа-Иа.

Далее у меня есть замечательная новость, очень важная тем из вас, кто пользуется Adobe Photoshop Lightroom, поскольку, несмотря на многие удобства и прелести этой программы, у разработчиков не дошли руки до качественного повышения резкости (в версии 1.1 эту беду исправили). Здесь же это тоже всё есть, может быть в чуть меньшей степени, и мы первым делом уменьшаем шум и повышаем резкость нашего снимка.

screen 4 large

Очарование работы с LightZone состоит ещё в том, что чтобы мы не делали, всегда можно впоследствии перетасовать местами применённые эффекты и это на самом деле необыкновенно удобно. Следующий шаг – жмём на иконку, напоминающую фазу луны и появляется в нашем списке Relight – инструмент, напоминающий использование в Adobe Photoshop команды Shadow/Highlight. Но, по-моему, Relight действует более умно. Обратите внимание ещё и на то, что каждый свиток имеет внизу педальку, нажав которую, мы можем изменить режим смешивания слоя данного инструмента с нижележащими слоями инструментов, наподобие смешивания слоёв в Adobe Photoshop. И рядом имеется слайдер, позволяющий изменять силу воздействия эффекта на изображение.

screen 5 large
screen 6 large

Поскольку мы пытаемся создать нашу работу в стилистике работ Анселя Адамса, то логично, что следующим шагом конвертируем снимок в черно-белое изображение.

Цвет фильтра для конвертации выбираем жёлто-оранжевый, степень воздействия легко видно по изменениям насыщенности неба и леса, когда мы меняем цвет в цветовом круге. Теперь становится видно, что нужно усилить небо и тут название программы ещё раз в полной мере себя проявляет, поскольку мы переходим к главному. Первым по счёту инструментом в списке стоит Zone Mapper. Кликнув по иконке, вызываем его и обрисовываем зону воздействия инструмента на изображении с помощью кривой, которая может быть как с острыми, так и со смягченными углами. Они могут иметь полигональные, сплайновые свойства или вид кривых безье. Кроме этого есть возможность смягчать воздействие эффекта на краях, перемещая границу зоны воздействия. Ну и теперь стараемся затемнить светлые области на небе и проявить облака.

Как говорил Адамс в своё время - «Осветление и затемнение – шаги, которые приходится предпринимать, чтобы исправить ошибки, сделанные Богом, в соотношениях тонов».

screen 7 large
 ВСЁ ГЛУБЖЕ И ГЛУБЖЕ

Вот к этому - Неизвестно Кому, подошел другой - Неизвестно Кто, и они теперь гуляют вдвоем…

В целом неплохо, только теперь потерялся лес, хочется увидеть его мощь, он должен подчеркнуть и оттенить склон горы, на которой стоят дома. Создаём ещё один Zone Mapper и оконтуриваем лес. Теперь осталось его только притемнить. Любуемся результатом. Явно стало намного лучше!

screen 8 large

Поскольку по контрасту склон не соответствует лесу на заднем плане, то кликаем по уже знакомой иконке и вытаскиваем очередной Zone Mapper. Вы видите! Одинаковых инструментов может быть сколь угодно много. Обводим передний план с домиками, выбирая для этого региона полигональный сплайн. Траву в светах вытягиваем чуть ярче, а тени делаем чуть темнее. Вуаля!

screen 9 large

Можно сказать, что меня всё устраивает, но с передним планом ещё хочется поработать. Повторяем предыдущее действие.

screen 10 large

И ещё раз, теперь уже совсем осталось чуть-чуть, чтобы дотянуть травку на переднем плане.

screen 11 large

Собственно на этом можно было бы и закончить. Хорошая у нас получилась работа - лес на заднем плане бархатный такой и небо вполне драматичное, но всякую работу хочется довести до конца, а я-то помню, что там в небе летал орел, но поймать его в нужный момент в видоискатель было не просто и всё-таки, раз 20, я его щёлкнуть умудрился! Он нам очень пригодится. Теперь осталось убрать с помощью инструмента clone попавший на передний план какой-то столбик.

screen 12 large

Далее переходим в Adobe Photoshop и производим 2 операции: повышаем микроконтраст с помощью unsharp mask и сажаем на место пролетавшего мимо орла. Результат нашей работы вам осталось оценить самостоятельно. Я назвал её Freedom! что значит – Свобода! Чувствуется в ней, по-моему, простор и мощь дивного горного ландшафта.

freedom

Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он, собственно, думает.

screen 13 large

О чём я ещё не упомянул: есть, есть ещё неосвоенные нами в этом обзоре инструменты, такие как лечение красноглазости, изменение насыщенности и баланса белого цвета, а также я не затронул работу с режимами смешивания, но мне кажется, что с их освоением вы справитесь самостоятельно. Кроме того в 3-ей версии слева появилась панель готовых шаблонов с различными полезными настройками инструментов. Про неё уже говорили здесь в новостях и я не буду повторяться.

Идея подвигать участки гистограммы пришла и создателям Lightroom тоже, но главное, что отличает LightZone от других, это возможность регулирования массы параметров не всего снимка, а каждой части по отдельности. С использованием слоёв инструментов, а не слоёв документа, причём в любой момент можно вернуться по стеку вниз и отключить или изменить воздействие любого из инструментов. «В фотографии всегда есть два человека – фотограф и зритель» - говорил Ансель Адамс а я, в свою очередь, добавлю, что вы с помощью таких прекрасных программ как LightZone от компании Light Crafts и Adobe Photoshop Lightroom добьетесь внимания к себе множества благодарных зрителей, которые, несомненно со временем станут вашими искренними почитателями.

Copyright © Александр Гуткин. 2007 г.
обсудить... (откликов: 2)  

что это? )
что это? )


Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено