digital photoscape - цифровая фотография Маски, маски... маскарад! Про шубу, гирлянды и разные маски... Мы будем жить и петь по-новому... Между балансом и доминантой
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола / Цветопередача /
К вопросу о гренках хорошо прожаренного цвета  
глоссарийкарта сайтапечать

Данный материал является вольным переводом статьи Стива АптонаSteve Upton, президента компании CHROMiX - одного из ведущих поставщиков решений и оборудования для систем Управления Цветом. Как нам кажется, он нашел наипростейший способ, используя минимум терминов и технических деталей, объяснить уважаемой публике, что же это такое - Управление Цветом. Придуманная им аналогия с тостером гораздо более доходчива, и мы советуем Вам обратить на нее внимание, потому как аналогию эту поймут даже самые технически необразованные из Ваших друзей и знакомых, - а мы уверены, что после прочтения этой статьи уже Вы будете объяснять всем, что такое Управление Цветом!

Об Управлении Цветом и написано, и сказано уже немало. Попыткам объяснить, что это такое, каким образом это делается, и что мы должны получить в результате, буквально несть числа. Однако, как и в любой дискуссии о компьютерах, все эти описания грешат таким количеством мудренных слов и неологизмов, что люди, заинтересовавшиеся вопросом, частенько покидают аудиторию в полнейшей прострации, так и не уяснив для себя - что же это такое, каким образом это делается и что же они должны получить в результате.

Тосты, тосты!

Итак, давайте представим, что вот вы встали утром и отправились на кухню, чтобы приготовить себе завтрак. Взяли кусочек хлеба и засунули его в тостер, установив на панели управления режим "4". Через некоторое время из тостера выпрыгивает гренка - горячая, аппетитная, румяная - иными словами, приобретшая тот самый хорошо прожаренный цвет, которого, я думаю, вы и добивались. Ну а теперь, если вы возьмете другой кусок точно такого же хлеба, заглянете в гости к соседу и, зарядив свой хлеб в соседский тостер, нажмете на панели все ту же кнопку "4", то как вы думаете - будет ли вторая гренка иметь точно такой же аппетитный, хорошо прожаренный цвет?

Увы, весьма маловероятно.

Как раз в этом и заключается проблема Управления Цветом. Разные тостеры, несмотря на одинаковые кнопки режимов поджаривания на панели, совсем необязательно готовят в этих режимах гренки одного и того же цвета. С компьютерами та же история: значения цветовых пространств RGB и CMYK, которые в них используются, - это всего лишь программные установки, не более того. И точно так же, как и в случае с тостерами, одинаковые цифровые значения RGB и CMYK на разных машинах выдают на-гора совершенно разные результаты!

Ну хорошо, а теперь представьте себе, что вы педант, буквально помешанный на приготовлении гренок. И чтобы добиться идеального результата и понять, что же с этими проклятущими гренками происходит, вы вставляете в свой тостер 10 одинаковых кусков хлеба - по одному на каждый режим поджаривания. Затем, выложив готовые гренки в аккуратную шеренгу на кухонном столе, вы берете сумку с хлебом и отправляетесь домой к соседу. Старательно избегая его недоуменных взглядов, вы заряжаете очередные 10 кусков хлеба в соседский тостер и, дождавшись результата, несете полученные гренки к себе. Выложив их в такой же аккуратный ряд напротив своих, вы снимаете с полки "Кулинарную энциклопедию" и открываете ее на разделе "Гренки". Красочные цветные иллюстрации не врут: вот те гренки, которые на третьей из них, - они как раз того аппетитно-прожаренного цвета, который и вам самому очень нравится. Пройдясь прищуренным взглядом по гренкам, которые вы совсем недавно достали из своего тостера, вы убеждаетесь: ну да, конечно, цвету гренок из "Кулинарной энциклопедии" соответствует именно та, которая была поджарена на 4-м режиме. Впрочем, вы знали это и так: недаром несколько дней подряд, подбирая нужный режим, вы гоняли по кухне полотенцем едкий дым, источаемый подгоревшими гренками. Но вот затем, переведя взгляд на продукцию, приготовленную в соседском тостере, вы с удивлением обнаруживаете, что гренку искомого цвета он поджарил только лишь на 6-м режиме.

График цветового охвата

Что ж, именно в этом, по сути, и заключается смысл того, что мы привыкли называть Управление Цветом. На самом деле, это такая последовательная и скрупулезная процедура, в результате которой производится тщательное тестирование некоего устройства (монитора, принтера, тостера, да и любого другого), а полученные результаты сравниваются с данными из профессионального справочника, где приведены эталонные цвета. И если в случае с гренками мы использовали некую условную "Кулинарную энциклопедию", то в случае с компьютерами мы, как правило, используем цветовое пространство Lab. Lab - это такая трехмерная координатная сетка, в которой координата "L" означает освещенность (lightness), а координаты "a" и "b" показывают информацию о цвете, поступающую по двум каналам. И самая важная особенность цветового пространства Lab заключается в том, что, на самом деле, оно собственно и есть ЦВЕТ. Иными словами, это как раз те самые числовые значения, с помощью которых передаются цветовые ощущения.

Но давайте вспомним, что же такое цвет. Цвет - это сенсорное ощущение, которое получается при взаимодействии наших глаз и нашего мозга в ответ на определенное сочетание световых волн. Чтобы получить цвет, мы должны иметь: 1) свет, 2) предмет и 3) наблюдателя - в нашем случае, наблюдателя-человека. Без этих трех компонентов цвет мы не получим никогда.

Цветовое пространство Lab, как я уже упоминал выше, - это такой набор чисел, которые привязаны к определенным цветовым ощущениям. Каждое число пространства Lab - например, 50, 23, 47 - описывает, как должен выглядеть цветовой тест, полученный при освещенности 5000K (это определенный стандарт освещения, применяемый в большинстве художественных галерей) и со стандартного расстояния, создающего пятно определенных размеров на сетчатке глаза у так называемого "среднего" человека. Чтобы установить, что же такое "средний" человек с точки зрения цветовых ощущений, целая группа ученых в 1931 году пропустила через свои тесты огромное количество разнообразного народу. И, в общем, результаты их исследований нас вполне устраивают.

Чтобы получить один и тот же цвет гренок, используя разные тостеры, необходимо проверить все возможные цветовые оттенки гренок, которые может произвести даже самый плохонький из них, ну а затем сравнить полученные результаты с данными из справочника. Если же говорить о компьютерах, то такая "греночная" справочная таблица будет являться определенным эквивалентом профайла ICC.

Eye-One Match

Чтобы получить один и тот же цвет при помощи различных компьютерных устройств - а этого мы как раз и добиваемся - необходимо проверить все цвета, которые может производить каждое из этих устройств и составить таблицу соответствий между установками устройства - ну, скажем, монитора - и цветами, которые оно производит при этих установках. Поэтому мы присоединяем к монитору некий специальный приборчик, а затем запускаем программу, которая последовательно прогоняет монитор через весь возможный набор установок: красный (255, 0, 0), желтый (255, 255, 0), зеленый (0, 255, 0) - ну, и так далее. В результате наш приборчик отслеживает, какие цвета показывает монитор при каждом числовом значении пространства RGB, а затем соотносит их с определенными цветами пространства Lab. После прогона по всему длинному списку установок, который под силу одному лишь компьютеру, мы и получаем профайл, построенный для данного конкретного монитора.

Если мы хотим получить тот же самый цвет и из нашего принтера, тогда нам нужно построить профайл и для него. Но и в этом случае применяется аналогичная процедура. Мы загоняем в принтер файл, который содержит длинный-предлинный список установок - например: циан (100, 0, 0, 0), синий (100, 100, 0, 0), мажента (0, 100, 0, 0) - ну, и так далее. Затем мы сканируем прибором типа Eye-One каждый цветовой квадратик распечатанного на бумаге теста: прибор определяет числовые значения пространства Lab для каждого соответствующего режима установок пространства CMYK, файл с которыми был загружен в принтер. Затем еще несколько вычислений, и вот компьютер готов выдать профайл и для вашего конкретного принтера.

Самый правильный цвет

Отлично, думаете вы, однако для чего я могу использовать все эти чудеса? А вот это зависит уже от того, какие цели вы перед собой ставите.

Самый лучший пример - это если вы горите желанием получить графический файл, который на печати в точности отразит те же самые оттенки предметов, которые вы видите на экране своего монитора. Файл на экране, по определению, выполнен в цветовом пространстве MonitorRGB, а вам нужно сконвертировать его в цветовое пространство PrinterCMYK. Поэтому, если вы присоедините к своему цифровому снимку профайл, выполненный для монитора, профайл сконвертит все настройки MonitorRGB, уникальные для вашего монитора, в значения цветового пространства Lab (тут еще раз можно вспомнить аналогию с тостером). Ну а пространство Lab, если вы помните, это и есть цвет как таковой, - следовательно, мы оказываемся вне капризного мира настроек, которые работают только и исключительно для вашего монитора, а получаем нечто гораздо более полезное.

Любой профайл может быть присоединен к тем значениям пространства Lab, которые и дают в итоге цвет, которого вы хотите добиться. В данном случае мы хотим, чтобы этот цвет оказался на листе бумаги, выползающем из вашего принтера. Когда мы присоединяем к своему снимку принтерный профайл, он определяет правильные настройки CMYK для каждого из цветов в вашем снимке. Хороший, качественный профайл быстро проделывает огромную работу по приведению в соответствие этих цветов - и притом в рамках технических возможностей данного конкретного принтера.

Конечно, на первый взгляд, аналогия с тостером может показаться чрезмерным упрощением технологии Управления Цветом, но на самом деле она вполне уместна. Поэтому каждый раз, когда вы с головой уходите в процесс распутывания сложнейших технологических ситуаций, просто помните: вся эта супернавороченная машинерия - не более чем тостеры. Достаточно сделать хороший профайл для каждого из ваших компьютерных устройств, затем загрузить их должным образом - и цвет в любом из этих устройств будет получаться правильным и вполне предсказуемым.

что это? )
что это? )

Содержание раздела:

Цветопередача

Управление Цветом
К вопросу о гренках хорошо прожаренного цвета


Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

10 советов начинающим
10 советов начинающим
Нас часто спрашивают, что нужно делать, чтобы получить хорошую фотографию? Какие приемы и технику мы могли бы порекомендовать начинающим фотографам? Мы считаем, что обучение фотографии сродни обучению рисованию. А любая художественная школа начинается с одного и того же: с умения держать карандаш. Именно об "умении держать карандаш" и пойдет речь в этой статье, о тех минимальных навыках для нанесения на бумагу изображения, в котором даже неподготовленный зритель сможет со второй попытки угадать запечатленный объект.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено