digital photoscape - цифровая фотография Между балансом и доминантой 10 советов начинающим Ежедневный фотограф И это все о них...
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

глоссарийкарта сайтапечать

Чистая правда о LCD мониторах

Если вы все-таки остановили свой выбор на LCD мониторе для работы с цветом (фотография, графика, дизайн и прочие художественные изыски), то позвольте раcсказать вам о моем нелегком пути к LCD. Собственно весь разговор о LCD мониторах сводится только к одному – к матрице, потому что собственно больше там ничего и нет. Матрица монитора как раз и служит для того, чтобы показывать нам изображение. И всё было бы просто и легко, если бы матрица была одна. Возможно, Нео со мной и не согласится, но матрицы бывают разные. Поэтому самым главным вопросом для нас будет тип матрицы. По большому счёту их всего три.

Но прежде, чем мы погрузимся в матрицу, я хотел бы рассказать некоторые исторические факты, чтобы вам проще было понимать о чём идёт речь.

 Откуда появилась матрица...

Итак, начнем с самого простого. Что такое LCD? Эта аббревиатура расшифровывается так: Liquid Crystal Display, то есть дисплей на жидких кристаллах.

Открыли эффект жидких кристаллов случайно. В конце 19-го века, австрийский ботаник Фридрих РайницерFriedrich Reinitzer и немецкий физик Отто ЛеманOtto Lehmann обнаружили, что разогретые до жидкого состояния молекулы метоксибензилидин бутиланалинаmethoxybenzilidene butylanaline (уф-ф-ф, еле выговорил!) имеющие вытянутую форму, чувствительны к электростатическому и электромагнитному полю, что дает им способность поляризовать свет. Таким образом был открыт целый класс веществ, обладающий возможностью управлять поляризацией светового потока. Теперь все эти вещества называют Жидкими Кристаллами.

Жидкие кристаллы

Процесс получения изображения на LCD мониторах лишь отчасти похож на CRT мониторы. Важнейшая часть любого LCD монитора - это подсветка. Так как кристаллы только пропускают или не пропускают световой поток, то сам свет исходит от специальных ламп подсветки. В современных LCD мониторах обычно от 4 до 12 (иногда более) ламп подсветки. Это, кстати, самый изнашивающийся элемент такого монитора. Обычное время работы ламп подсветки около 40 тысяч часов. Отсюда проистекает и маленькая неточность во мнении, которое бытует о LCD мониторах - якобы они совсем не мерцают в отличии от CRT мониторов. Однако это не так и лампы подсветки тоже мерцают, но частота этого мерцания более 250 герц (то есть колебаний в секунду). То есть LCD мониторы тоже мерцают, просто это незаметно.

Как же работают жидкие кристаллы? Свет проходя от лампы подсветки через первый поляризационной фильтр, попадает на кристалл. Он либо закручен по спирали (состояние TN – Twisted Nematic) и пропускает свет, либо расположен вдоль и света не пропускает. Именно так и регулируется яркость выходного светового потока - степенью поворота кристалла. Далее свет идет уже ко второму поляризационному фильтру, через цветовой фильтр, который окрашивает свет и далее через защитное стекло к нам. Каждый пиксель на LCD экране представлен тремя субпикселями, с красным, зеленым и синим цветным фильтром (я сфотографировал свой монитор с помощью двух объективов, но к сожалению более резко так и не получилось).

Субпикселы
 Тайна Тонко-Пленочного Транзистора

Свое текущее состояние пиксель запоминает с помощью Тонко-Пленочного ТранзистораTFT - Thin Film Transistor (TFT) - он есть у каждого субпикселя. Практически только этим и отличаются Пассивные матрицы и Активные матрицы (так же часто называемые просто TFT). Сейчас практически все матрицы Активные, а Пассивные остались только в старых моделях ноутбуков. Именно вместе с Активными матрицами и появилась первая массовая технология производства LCD экранов (мониторов, телевизоров). Обозначается она как TN TFT. Но совершенно ужасные углы обзора, а точнее эффект инверсии цветов при просмотре изображения сверху или снизу (справа или слева), заставили производителей разработать следующую модификацию этой технологии. На сцене появился OCF - Optical Compensation Film, а технология стала называться TN+Film TFT.

Монитор с матрицей TN+Film TFT

Практически все мониторы на TN (TN+Film) матрицах, используют не 8 бит на цвет, а всего 6. Поэтому отобразить они могут лишь 262144 цвета. Вот вам и работа с цветом. Для увеличения количества отображаемых цветов, используется в основном метод FRC - Frame Rate Control. Основан он на инертности как матрицы так и нашего глаза. Быстро переключая два крайних цвета (через кадр) , монитор создает у нашего глаза впечатление, что отображается новый цвет (средний между крайними значениями). Но все равно, количество цветов, которое можно отобразить таким способом достигает 16,2 миллионов и примерно 500 тысяч цветов такие мониторы отобразить просто не способны. Хотя, TN+Film самая старая на сегодняшний день технология, своих позиций она сдавать не намерена. Эти матрицы сейчас самые быстрые и уже продаются мониторы со временем отклика пиксела меньше 12 миллисекунд. Да и цена таких мониторов самая низкая (за исключением некоторых брендов которые продают больше свое имя, чем сам монитор).

Технология OCF (TN+Film) все-таки чуда не сделала и при отклонениях влево/вправо, а особенно вверх/вниз цвета на экране начинают инвертироваться. Диапазон контрастаContrast Ratio TN (TN+Film) мониторов редко достигает 300:1.

Так что для работы с цветом такие мониторы я бы не рекомендовал.

 А вертикальные молекулы лучше!
Монитор с матрицей MVA

Фирма Fujitsu предложила технологию VA, а потом ее модификацию - MVA. Технология VA (Vertical Alignment) не получила широкого распространения из-за проблем с углом обзора получаемого изображения. Но уже технология MVA (Multi domain Vertical Alignment) получилась очень хорошей. Как видно из названия, молекулы в таких ячейках расположены вертикально и это позволило не только добиться более точной цветопередачи, но и неплохой скорости работы, а углы обзора были увеличены до 160 градусов.

Поскольку молекулы в ячейке расположены вертикально, наблюдать правильный цвет можно только с одной стороны. С другой стороны молекула получается расположенной совершенно по другому. Поэтому в каждом пикселе на MVA матрице две ячейки, они направлены в разные стороны и управляются одновременно. К сожалению, получение темных оттенков до сих пор остается проблемой для MVA технологии. Есть проблемы и с некоторой неравномерностью изменения цвета при различных углах обзора - ячейки-то две. Первые панели на основе технологии MVA были также способны отображать только 6-ти битный цвет, но уже матрицы на основе MVA Premium (Super Clear MVA) стали 8-ми битными, то есть способными полноценно отображать 16,7 миллионов цветов. На данный момент существуют MVA матрицы со скоростью реакции пиксела менее 20мс и диапазоном контраста 1000:1. Цена таких LCD панелей выше панелей TN, технология сложная и новая и еще не совсем совершенная, но потенциал у нее большой.

Наверное, для того, чтобы не платить патентных отчислений, фирма Samsung разработала свой вариант технологии MVA, PVA - Patterned Vertical Alignment.

 Не надо путать IPS с UPS
Монитор с матрицей IPS

А вот фирма Hitachi разработала совершенно новую технологию IPS - In-Plane Switching. Отличалась она от TN тем, что оба управляющих электрода ячейки располагались на одной стороне, а не на противоположных как у TN и MVA. В результате технология дала лучшие углы обзора – до 170 градусов и по вертикали и по горизонтали, более точную цветопередачу и глубокие темные оттенки (из-за более точного контроля за расположением молекул кристаллов). Но диапазон контраста сильно поднять не удалось и сейчас он находится в пределах 400:1, да и яркость ламп подсветки пришлось значительно увеличивать. К тому же скорость реакции пикселей значительно упала - до 35мс, почти как у самых первых матриц. Фирма Samsung (опять, чтобы не платить патентных отчислений) отличилась и тут, разработав свой аналог ACE - Advanced Coplanar Electrode, но пока не выпустила ни одного монитора на этой технологии. Фирма NEC также выпускает панели по IPS технологии, но называет их слегка иначе: SFT – Super Fine TFT. Есть у NEC уже и более современная технология: UA-SFT - Ultra Advanced TFT. Другая ветвь разработок на базе IPS технологии пошла как и MVA по мультидоменному пути и именуется DD-IPS - Dual Domain IPS. Матрицы на этой технологии выпускаются фирмой IBM.

Практически во всех мониторах, которые профессионально ориентированны на работу с цветом стоят матрицы изготовленные по IPS или MVA технологиям. MVA технология стала ориентироваться на профессиональный сектор позже чем IPS. Поэтому мониторы на MVA матрицах с сопоставимой с IPS цветопередачей появились не так давно. Но уже завоевали хорошую долю рынка. В частности фирмы Iiyama, Formac, EIZO и Apple выпускают свои мониторы как на IPS, так и на высококачественных MVA матрицах.

Историю про матрицы на этом можно закончить, однако не следует забывать что каждый день приносит нам что-нибудь новое. И не только благодаря Нео.

Далее я постараюсь рассказать как я выбирал свой монитор, чем руководствовался в этом выборе и заодно постараюсь дать несколько полезных советов всем, идущим по аналогичному пути – выбор LCD монитора для работы с цветом.

   Следующая страницa :  Как я дошел до жизни такой
что это? )
что это? )

Полное погружение в Матрицу
Как я дошел до жизни такой



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено