digital photoscape - цифровая фотография Про шубу, гирлянды и разные маски... Мы будем жить и петь по-новому... Между балансом и доминантой 10 советов начинающим
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Тест-драйв / Про выбор монитора /
Монитор - зеркало цифровой фотографии (про выбор монитора)  
глоссарийкарта сайтапечать

Подобно известному выражению "Глаза - это окна души" монитор является окном в мир цифровых изображений. Именно монитор является главным элементом эффективного управления цветом, обеспечивая нам мгновенную обратную связь с изображением над которым мы работаем. Если он не будет точно отображать цветовые значения пикселов этого изображения, то все модификации и коррекции, которые мы будем проводить над изображением будут просто некорректны. Кроме этого, если монитор не откалиброван в соответствии со стандартами управления цвета, то все наши дальнейшие действия на пути к заветному отпечатку будут также иметь непредсказуемый результат. Именно поэтому точность монитора в воспроизведении цифрового изображения играет ключевую роль для фотографа, занимающегося цифровой фотографией.

 Время выбирать монитор
Sony Artisan

Очень часто монитор покупается как некое приложение к компьютеру. И это несмотря на то, что большинство фотографов, работающих с цифровыми изображениями проводят перед монитором долгие часы. Большинство перешедших на цифру фотографов прилагают основные усилия к выбору хорошего принтера (и вполне обоснованно), но именно монитор является первоосновой в процессе управления цветом.

Экран монитора служит нам основой всех манипуляций над цифровым изображением. Если информация, которую мы видим на экране не соответствует тому, что содержится в файле в виде значений конкретных пикселов, то все наши коррекции дадут совсем не тот результат, на который мы рассчитываем. Поэтому первым шагом на пути управления цветом необходимо добиться, чтобы наш монитор максимально точно воспроизводил данные из цифрового изображения. А для этого требуется, чтобы монитор был способен отобразить всю гамму цветов и тонов, доступную для таких изображений. Вот почему перед тем как окунуться в процедуры калибровки и профилирования мониторов мы настоятельно рекомендуем убедиться, что тот монитор, который вы сейчас используете (или только собираетесь купить) способен правильно и точно выполнять роль "окна" в ваш цифровой мир.

 Быть иль не быть? CRT или LCD?

Поскольку выбор монитора является первым и важнейшим шагом на пути к управлению цветом, то первое решение, которое вам потребуется принять на этом пути это выбор типа монитора: "обыкновенный" CRT монитор (Cathode Ray Tube - электронно-лучевая трубка) или плоский LCD монитор (Liquid Crystal Display - монитор на жидких кристаллах).

  • Главным элементом "обыкновенных" компьютерных мониторов по-прежнему остается ЭЛТ (электронно-лучевая трубка). Электронный пучок представляет собой поток электронов, испускаемых из горловины закрытой стеклянной трубки в сторону ее дна (экрана). Электроны формируются электронными пушками, испускающими электронные пучки на внутреннюю поверхность экрана трубки, покрытую люминофорами - химическими составами, излучающими фотоны (свет) определенной длины волны при попадании на них электронов. В цветных мониторах применяются три люминофора, покрывающих внутреннюю поверхность экрана трубки: красный, зеленый и синий. Сигналы, посылаемые в виде напряжений из видеоплаты на монитор, управляют электронными пучками, которые испускают электронные пушки, а, следовательно, и количеством света, излучаемого люминофорами;
  • Жидкие кристаллы, давшие название второму типу мониторов, обладают особым свойством поляризовать свет в зависимости от величины приложенного к ним электрического напряжения. Это свойство используется для того, чтобы управлять прохождением через них пучка света. Если расположить такие кристаллы между слоем миниатюрных электронных контактов и набором фильтров красного, синего и зеленого цвета, то кристаллы будут выполнять роль выключателей света идущего от флуоресцентной лампы, расположенной позади специального рассеивателя (этот свет называется задней подсветкой). Именно этот свет проходя через цветные фильтры и формирует изображение, излучаемое LCD монитором.

LCD монитор

Сравнение между собой CRT и LCD мониторов равносильно сравнению рыбы с мясом или чая с кофе. И те и другие мониторы служат одной цели (визуализации цифровых данных), но имеют разный набор преимуществ и недостатков, что не позволяет сделать наш выбор достаточно простым и однозначным. И хотя, в этом вопросе невозможно дать однозначной рекомендации мы постараемся объективно взглянуть базовые характеристики этих устройств и показать вам недостатки и преимущества свойственные каждому типу мониторов.

ЯркостьBrightness – параметр, который характеризует излучаемый монитором световой поток, определяя самый яркий белый цвет, который данное устройство может воспроизвести. LCD мониторы обычно раза в два ярче, чем их CRT аналоги. Но поскольку для обеспечения нормальной работы монитор должен быть откалиброван на предопределенное значение яркости, вполне доступное и тем и другим устройствам, то данный параметр не имеет определяющего влияния на обработку цифровых изображений.

Диапазон контрастаContrast ratio – параметр описывающий диапазон от самого яркого белого до самого темного черного, которые данный монитор способен воспроизвести. И хотя яркость LCD мониторов значительно выше, диапазон контраста они имеют более низкий. Для большинства современных LCD мониторов этот параметр лежит в районе 400:1, а у самых передовых (и дорогих!) моделей достигает 600:1. Для CRT мониторов диапазон контраста обычно от 350:1 до почти 700:1 у профессиональных моделей. Это означает, что некий "средний" CRT монитор может отобразить более широкий диапазон тонов. Данный фактор имеет серьезное значение для цифровой обработки, так как недостаточный диапазон контраста ведет к потере деталей различимых в глубоких тенях изображения.

Угол обзораViewing angle определяет зону в которой экран вашего монитора сохраняет точность и адекватность отображения. Если вам приходилось работать с ноутбуками, то вы без сомнения сталкивались с проблемой, когда яркость и контраст изображения меняется в зависимости от угла, под которым вы смотрите на экран в данный момент. Иногда эти изменения затрагивают и цветопередачу монитора. Именно поэтому при выборе LCD монитора всегда обращайте внимание на угол обзора, который обеспечивает данная модель (желательно не менее 120 градусов). Хотя в последнее время технологии производства жидко- кристаллических мониторов сделали большой шаг в сторону решения этой проблемы данный фактор все еще является одним из самых значимых недостатков LCD технологии.

Точность воспроизведения цветаColor fidelity – параметр обозначающий как точность воспроизведения монитором конкретного цвета, так и широту всей гаммы цветов, которые данный монитор может отобразить. Несмотря на то, что LCD мониторы постоянно совершенствуются, они все еще не могут соревноваться с CRT мониторами по этому параметру. На сегодняшний день CRT мониторы способны воспроизводить более насыщенные цвета в более широком диапазоне тонов. Безусловно, это обстоятельство имеет существенное значение для фотографа, работающего с цифровыми изображениями.

Частота обновленияRefresh rate – характеристика определяющая как часто ваш монитор обновляет информацию на экране. Даже если на ваш взгляд на экране ничего не меняется, монитор обновляет содержимое экрана по несколько раз в секунду. Для CRT мониторов высокая частота обновления необходима для того, чтобы избежать эффекта мерцания, от которого сильно и быстро устают глаза. Большинство современных мониторов обеспечивают частоту обновления 85 Hz и выше, что гарантирует изображение без эффекта мерцания. У LCD мониторов нет эффекта мерцания (за что их очень любят сторонники здорового образа жизни), но они страдают другим недугом – относительно небольшой скоростью реакции пикселов. В среднем обновление пиксела на LCD мониторе занимает от 20 до 50 миллисекунд. Это может показаться достаточно быстро, но поверьте, что для быстрых изменений изображения этого не хватает. Это может проявляться при просмотре динамичного видео ролика или в пропадании курсора мыши при очень быстром перемещении его по экрану. Но для фотографа, обрабатывающего статичные изображения это в принципе не столь актуально.

РазрешениеResolution – параметр, который обозначает количество пикселов, которое можно отобразить на экране. CRT и LCD мониторы используют различные методы по формированию пикселов изображения, которые мы видим. Для CRT монитора не представляет большого труда адаптироваться к различному разрешению экрана из-за гибкости люминофоров участвующих в создании изображения. Для LCD монитора (из жесткой привязки точек к их физическому расположению) характерно так называемое "родное" (native) разрешение. Именно в этом разрешении достигается оптимальное качество изображения. При переключении LCD монитора в другое "неродное" разрешение видеодрайвер просто сожмет или растянет изображение так, чтобы оно вписывалось в "родные" размеры, что приведет к появлению искажений. Поэтому LCD мониторы надо сразу выбирать под то разрешение, с которым планируется работать – переключить без потерь уже не удастся.

ФокусировкаFocus – параметр, который определяет как резко выглядит изображение на экране монитора. Резкость LCD мониторов в целом намного выше поскольку их индивидуальные пикселы, жестко привязанные к своему физическому местоположению, имеют более четкие очертания, чем "сияющие" пикселы CRT мониторов. Повышенная резкость может иметь и негативный эффект, например, при отображении текстов, которые начинают выглядеть чересчур грубо. Но для фотографа резкость монитора имеет безусловно положительный эффект.

ГеометрияGeometry – параметр, который определяет искажения вносимые монитором при отображении изображения. Поскольку пикселы LCD монитора жестко привязаны к своему расположению на координатной сетке - любые объекты отображаются жидко-кристаллическим монитором совершенно без искажений. Чего нельзя сказать о CRT мониторах, на которых ближе к краям экрана прямые линии очень часто превращаются в кривые. Также нередко случается, когда изображение на экране имеет форму трапеции. Обычно все эти проявления можно с той или иной степенью успешности корректировать с помощью меню и других органов управления монитором. И хотя, работать со снимками архитектуры порой может быть затруднительно, все эти искажения (если их, конечно, не удалось устранить регулировкой монитора) совершенно не влияют на качество тональных и цветовых коррекций проводимых над изображением.

БликиGlare на поверхности экрана монитора бывают порой слишком яркими и могут сильно мешать вашей работе. Конечно, если вы работаете в темной комнате, то обычно блики не являются проблемой. Но ведь часто мы просто не можем позволить себе работать только ночью или в комнате с плотно занавешенными окнами. Кроме того, что естественный свет вызывает раздражающие блики, он еще может приводить к уменьшению воспринимаемого глазом тонального диапазона отображаемого изображения. Экран CRT монитора представляет из себя стекло, которое больше всего подвержено бликованию, хотя в современных дорогих моделях и применяются специальные антибликовые покрытия. У LCD мониторов поверхность экрана более матовая и менее подвержена этому эффекту, даже по сравнению с CRT мониторами имеющими антибликовое покрытие.

Вес и размерWeight & Size монитора может играть значительную роль, если ваше рабочее пространство ограничено. По этим характеристикам LCD мониторы значительно превосходят своих CRT конкурентов, которые на их фоне выглядят просто динозаврами.

Равномерность яркостиUniform brightness является довольно важным параметром монитора предназначенного для обработки изображений. Он характеризует насколько равномерно излучение экрана от одного края до другого. LCD мониторы обычно ярче ближе к краям экрана, чем у центра. И наоборот, изображение на CRT мониторе по центру ярче, чем по краям. Но большинство современных профессиональных как LCD, так и CRT мониторов имеют равномерную яркость по всему экрану. Ну или почти равномерную.

Видимая областьViewable area экрана обычно измеряется в дюймах по диагонали. Для CRT мониторов очень часто характерно, что размер, заявленный в названии монитора включает в себя небольшую зону по краям электронно-лучевой трубки, в которой собственно ничего не отображается. В результате этого монитор, который заявляется производителем как 17-дюймовый имеет полезную область экрана только около 16 дюймов по диагонали. Для LCD мониторов заявленная диагональ обычно точно соответствует видимому пространству экрана. Это собственно не является преимуществом LCD мониторов, но это нужно иметь ввиду когда вы приходите в магазин чтобы купить новый монитор.

ЦенаPrice является последним и может быть самым важным фактором, который пока не могут игнорировать большинство тех, кто предпочитает цифровую обработку химической. Полагаем, что для вас не является сюрпризом то, что LCD мониторы стоят намного дороже, чем их CRT собратья с аналогичными характеристиками. Намного – значит раза в четыре, а то и больше. Но время идет, технологии развиваются и цены довольно быстро падают. Еще год назад лучший монитор компании Apple стоил почти три с половиной тысячи долларов, а сейчас он стоит уже меньше двух. И хотя это небольшое утешение для тех, кто не может потратить на монитор и тысячи долларов, но тенденция вполне обнадеживающая.

 Что можно почитать на эту тему?..
Color Confidence: The Digital Photographer's Guide to Color Management
Данная книга является практическим руководством по эффективному управлению цветом и его прохождением через различные цифровые устройства (камеры, принтеры, мониторы и т.п.). Управлять так, чтобы на выходе всегда получалось именно то, что вы ожидали.

Подводя итоги, можно сказать, что все мониторы имеют те или иные недостатки. Остается фактом и то, что CRT мониторы все-таки имеют некоторое превосходство перед LCD по основным характеристикам. Пока самые лучшие мониторы в мире все еще изготовляют по CRT технологии. Хотя, уже существуют модели LCD мониторов, которые по своим характеристикам приближаются к лучшим моделям CRT. Просто вам потребуется более тщательно подойти к процедуре выбора, если вы все-таки остановите свой выбор на LCD мониторе. Независимо от того, какой тип монитора вы в конце концов выберете, вам стоит взять самый лучший из того, что позволяет ваш бюджет. Хотя, конечно, хороший LCD монитор может проделать в этом бюджете значительную брешь.

Теперь мы попробуем вместе с вами выбрать монитор, базируясь на описанных выше характеристиках. Предположим, вы решили подождать, пока LCD мониторы станут немного получше и намного дешевле...


   Следующая страницa :  Выбираем CRT монитор
что это? )
что это? )

Содержание раздела:

Про выбор монитора

Монитор - зеркало цифровой фотографии (про выбор монитора)
Выбираем CRT монитор
Выбираем LCD монитор
Матрица: Последняя революция


Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено