digital photoscape - цифровая фотография Это всегда нечто большее Фотошкола молодого бойца... Приватные комнаты Гуидо Аргентини Барака – фильм для фотографов
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Места знать надо / Photosafari /
О "фотосафари" для Digital Photo 2  
глоссарийкарта сайтапечать

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с "фотосафари" – туристическим ноу-хау фотографа из Санкт-Петербурга – Дмитрия Рудакова. На этот раз Дмитрий делится впечатлениями, советами и фото-хитростями, рассказывая о своей поездке на остров Папуа - Новая Гвинея.

Digital Photo (DP): Дмитрий, с чего началась эта поездка?

PapuaGirlMin

Дмитрий Рудаков (ДР): Обычно наши "сафари" начинаются так: я вижу где-нибудь интересную фотографию, нахожу информацию о том месте, где был сделан этот снимок, а затем мы переходим непосредственно к планированию поездки. Но с Папуа было немного по-другому. Если спросить любого человека занимающегося дайвингом, то он ответит, что Папуа - Новая Гвинея входит в число самых популярных мест у дайверов всего мира. И любой начинающий ныряльщик мечтает попасть на Папуа. Кроме того, меня как фотографа всегда манили племена, древняя культура, ритуалы и прочая экзотика. Таким образом, за сочетание отличных возможностей для дайвинга и массу экзотических объектов для съемки, именно Папуа - Новая Гвинея была выбрана целью поездки.

На фото справа: Это типичная девочка-папуас… из прошлого. Она нарядилась специально для выступления, на которое приехала вместе с целым ансамблем таких же аборигенов.

DP: Кто ездил с Вами?

ДР: Это фотосафари было подводным, поэтому с нами поехали люди, которые занимаются и дайвингом и фотографией. Правда в группе были не только фотографы со стажем. Два человека приобрели камеры (Canon 10D) незадолго до отъезда, а по дороге на Папуа – в Сингапуре – они купили себе и оборудование для съемки под водой. Дело в том, что, слушая мои рассказы о цифровой фотографии, они постепенно поддались этому увлечению и сейчас нисколько об этом не жалеют. Еще со мной ныряет жена, хотя и не так часто как я. Но именно в этой поездке мы начали заниматься дайвингом вместе. А вообще, как и любой экстремальный вид спорта, дайвинг сплачивает людей, у них появляются новые знакомые и товарищи. Особенно увлеченные люди объединяются в клубы.

DP: Давно ли Вы ныряете?

Color Reef [Dmitry Rudakov]

ДР: Кажется, уже около трех лет. Началось это довольно странно. У меня всегда была мечта поехать на какой-нибудь далекий-далекий остров в океане. Однажды так и сложилось – был выбран остров и спланирована поездка. Но уже перед отъездом я вдруг осознал, что кроме фотосъемки на этом острове в принципе будет нечего делать. И тогда я решил, что есть еще одно развлечение, которого я не пробовал – дайвинг. Оставалось только найти в газете рекламу одного из клубов где обучают дайвингу, и пойти туда. Стоило мне надеть акваланг и погрузиться в воду, как я понял, что это совершенно другой мир, другая вселенная. Вскоре я "заразился" дайвингом навсегда. А если у дайвера в руках фотоаппарат, то перед ним открываются бескрайние просторы для творчества.

На фото справа: "Классические" коралловые рифы у берегов Папуа - Новой Гвинеи. Обычно около таких рифов обитают стаи маленьких рыбок.

DP: А как обстоят дела с ценами? Дорогое ли удовольствие – дайвинг?

Underwater Flowers [Dmitry Rudakov]

ДР: В последнее время эта область очень быстро развивается, и дайвинг становится все более доступным. Причем покупать оборудование совершенно не обязательно, обычно его можно взять на прокат. Конечно, разница между своим снаряжением и тем, которое вам предоставят на время, существует. Как между вашей личной машиной и автомобилем взятым напрокат. Однако это большая экономия, а главное – перед покупкой собственного оборудования вы сможете опробовать разные варианты и понять, что нужно именно вам. А вообще, стоимость комплекта для дайвинга сопоставима со стоимостью цифровой камеры, такой как Canon 10D или 20D. И не забывайте, что цены постоянно падают.

На фото слева: Кто обронил цветы? Ой, да ведь это клумба!
Во время погружений мы видели множество таких "букетов" на дне у берегов Папуа.

DP: С оборудованием для погружений всё ясно, а что необходимо для подводной съемки?

ДР: Чтобы снимать под водой, есть два варианта: так называемый "бокс" либо "амфибийная" камера. Амфибийная камера изначально создается в расчёте на съемку под водой. Такая камера герметична и предназначена исключительно для подводной съемки. А бокс – это водонепроницаемый контейнер, в который устанавливается обыкновенный фотоаппарат. Бокс сделан таким образом, чтобы находясь под водой, вы имели доступ ко всем органам управления камеры и при этом видели изображение на дисплее. Объектив располагается в специальном цилиндре, который называется "порт". Обычно чем качественнее и профессиональнее оборудование, тем больше оно весит. Мой чемоданчик с боксом, вспышками и всем остальным, весит 16 килограммов. Поэтому путешествовать мне приходится с рюкзаком, в котором лежат камера и объективы, и дополнительным чемоданчиком. В среднем всё это весит около 30 килограммов.

Mystic Light [Dmitry Rudakov]

Обычно в самолете я стараюсь провозить фотооборудование как ручную кладь. Сдавать всё в багаж не стоит, во-первых, потому что никто не будет относиться к нему бережно, а во-вторых – багаж часто теряется. Представьте такую ситуацию: вы летите куда-то на край света, где вас ждет корабль, который сразу отправляется туда, где вы планировали заняться дайвингом, и вдруг оказывается, что ваш багаж прибудет только через два дня. Конечно, для ныряния одежда вам не нужна, но что делать без фотоаппарата?

На фото справа: То, что лежит на дне, очень напоминает сокровища, забытые пиратами. А может быть это простой мусор? Очень может быть, но мы все же предпочитаем думать, что это сокровища.

DP: Дмитрий, а в чем главные отличия подводной съемки от обычной – "сухопутной"?

ДР: Отличий множество. Даже в оценке готовых снимков. Порой сам кадр может быть далеким от совершенства, но если фотографу удалось снять очень редкое подводное существо, то успех такой фотографии обеспечен. Еще одной особенностью подводной съемки является недостаток света, поскольку большой слой воды очень хорошо поглощает солнечные лучи. Здесь вам пригодится вспышка, а еще лучше – две. Вспышки можно укрепить на боксе, а подвижные кронштейны помогут направить свет так, как вам нужно. Однако и естественное освещение может быть полезно, особенно при съемке снизу вверх, когда сквозь толщу воды видны солнечные лучи.

На фото слева внизу: Утро. Яркое солнце. Сваи деревянной пристани. Настоящая подводная идиллия.
Кстати, на переднем плане тоже свая, только "украшенная" кораллами.

Jetty Rays [Dmitry Rudakov]

Вообще существует два основных жанра подводной съемки: макро и широкоугольная съемка. В первом случае основное внимание уделяется растениям и животным, например кораллам, рачкам, креветкам, голожаберникам и тому подобному. А во втором случае фотограф создает подводные пейзажи. Если широкоугольная съемка обычно проходит при естественном освещении и недалеко от поверхности, то в макро практически всегда приходится использовать вспышку. Хотя и при съемке пейзажей можно дополнительно подсветить объект находящийся на переднем плане.
Кроме того, важно правильно располагать вспышку, таким образом, чтобы свет не отразился от взвеси мелких частиц, постоянно присутствующих в воде, и не привел к появлению "снега" на фотографии.

DP: Что во время поездки Вам особенно запомнилось?

Scenic Reef [Dmitry Rudakov]

ДР: Меня просто потрясли рифы. Мне доводилось нырять во многих местах – в Карибском море, в Красном море, в Тихом и Атлантическом океанах, но рифы на Папуа поражают. Они необыкновенно красивы и идеально подходят для съемки. И конечно, большое впечатление произвела обитающая на рифах разнообразная и разноцветная «живность». В таких местах фотограф получает редкий шанс сделать удивительно интересные снимки.

На фото справа вверху: Еще один из "Классических" коралловых рифов у берегов Папуа - Новой Гвинеи.

Meet Clownfish [Dmitry Rudakov]

Моя "особая любовь" под водой - это рыбы-клоуны, которые живут в симбиозе с хищными существами анемонами. Существует множество разновидностей рыб-клоунов и анемон, и все они отличаются разнообразной окраской. Например, полоски на теле у рыб могут быть разной толщины и разного цвета. А щупальца у анемон бывают красные, зеленые, фиолетовые, синие и так далее. Всё это создает бесконечные возможности с точки зрения цветовых решений. На Папуа я сделал очень много фотографий этих существ. Один из снимков мне кажется особенно удачным. Тогда я просидел над кустом анемон почти все погружение, и отснял около 60 кадров.

Clownfish in Green [Dmitry Rudakov]
На фото слева: Рыбы-клоуны отлично подходят для съемки, благодаря разнообразию расцветок. Кроме того, живут эти рыбы среди щупалец анемон – животных тоже далеко не бесцветных.

Еще запомнилось, как мы снимали наутилусов. Наутилус-помпилиус – это моллюск в очень красивой раковине, который живет на большой глубине, порядка 300 метров. Обычный дайвер не может погрузиться так глубоко. Однако выход есть. На ночь на глубине ставится особая ловушка, а когда утром ее поднимают, в ней оказываются несколько наутилусов. Так было и у нас. Когда ловушку извлекли из воды, в ней обнаружилось около 10 наутилусов, которых распределили между дайверами – по одному на каждого. Конечно, наутилусов всё время держали в воде, чтобы с ними ничего не случилось. Я нашел красивую горгонарию (это коралл, похожий на куст) и решил снять "своего" наутилуса на её фоне. Мне хотелось скомпоновать кадр так, чтобы плывущий наутилус располагался на переднем плане, а горгонария – на заднем. Однако все оказалось не так просто – наутилус никак не понимал, чего я от него хочу. Он либо плыл совершенно не туда, куда нужно, либо просто ложился на дно и таким образом отказывался принимать участие в съемках. Нельзя также забывать, что под водой нет возможности быстро отойти и сделать кадр. Под водой всё происходит медленно – ты отплываешь, разворачиваешься, наводишь камеру… За это время хитрый наутилус успевал понять, что его никто не держит, и пытался удрать.

Nautilus [Dmitry Rudakov]
На фото слева: Наутилус, которого мы долго пытались заставить "позировать" на фоне горгонарии. Теперь мы настоящие дрессировщики наутилусов!

После часа мучений я так и не сделал ни одного удачного кадра. К счастью, у нас был еще один "лишний" наутилус, которого я и взял с собой в следующее погружение. Однако на этот раз я попросил своего товарища помочь – он "запускал" наутилуса, а я был наготове с фотоаппаратом. И снова мы потратили всё время, отпущенное на погружение, но на этот раз нам повезло – один хороший снимок все-таки получился. Ну а после съемок наутилусов положено отпускать, что мы и сделали.

Octopus [Dmitry Rudakov]

А еще, в последний день мы наткнулись на двух осьминогов, которые, как нам показалось, играли друг с другом. Некоторое время мы их снимали, причем кадры получились удачными. Но вдруг приплыл еще один осьминог и… съел одного из двух первых. Конечно не сразу, а после небольшой схватки. Поскольку все осьминоги на одно "лицо", я не уверен, кто именно запечатлен на моей фотографии – тот, кто съел или тот, кого съели.

На фото справа: Этот осьминог либо съел своего товарища, либо был тем, кого съели – все осьминоги очень похожи. Но позировал он довольно агрессивно – стоял в угрожающей стойке и вытягивал свои щупальца в направлении камеры.

DP: Хорошо, что не съели Вас. Наверное не зря многие думают, что дайвинг – это опасное и рискованное занятие. Так ли это на самом деле?

ДР: Опасностей в дайвинге не больше, чем когда вы идете по улице с оживленным движением. Однако тех, кто занимается дайвингом, гораздо меньше чем тех, кто ходит по улице, и поэтому все несчастные случаи оказываются на виду. Большинство проблем возникает из-за неосторожности и пренебрежения правилами. Хотя, конечно, существуют и естественные подводные опасности. Например, ядовитые животные и растения. Так, укус одной из разновидностей медуз, приводит к мгновенной смерти. Тем не менее, свой риск существует везде.

DP: Звучит, конечно, успокаивающе, но расскажите на всякий случай, как проходит обычное погружение.

Shrimp Closeup [Dmitry Rudakov]
На фото слева: Этот снимок был сделан во время ночного погружения, потому что только в это время суток можно застать врасплох креветку, вышедшую на охоту.

ДР: Обычно всё просто: вы надеваете снаряжение, проверяете фототехнику, а затем погружаетесь и начинаете поиски объекта для съемки. Иногда в этом вам могут помочь друзья или гиды. Когда объект найден, нужно выбрать наилучший угол съемки и удачно расположить вспышку. А затем нажать на спуск и постараться сделать шедевр. А уж объектов под водой предостаточно. Для съемки отлично подходят медузы, рыбы (особенно рыбы-клоуны), моллюски (например, наутилусы), мантовые креветки, осьминоги и многие другие подводные обитатели.

Rainbow Mantis Shrimp [Dmitry Rudakov]

Одно погружение в среднем длится 40-50 минут, причем, чем ближе к поверхности вы находитесь, тем дольше вам хватит воздуха. Важно уметь хорошо плавать под водой и правильно подбираться к объекту – медленно и не торопясь, чтобы не спугнуть его.
И конечно, нужно всегда помнить о том, что вы находитесь под водой и соблюдать все меры предосторожности, о которых вам расскажут инструкторы во время учебы.

На фото справа: Мантовая креветка, которую по-русски еще называют рак-богомол. Эта "фотомодель" очень капризна – она всегда прячется в свою норку. Поэтому обычно ее снимают вдвоем – один дайвер ждет с камерой у входа в нору, а второй просовывает с другой стороны палочку и "выгоняет" креветку навстречу объективу.

DP: А как насчет суши – что интересного Вы увидели на самой Папуа?

ДР: По суше мы путешествовали немного. Но несколько вещей запомнилось хорошо. Например, пока наш корабль стоял в гавани, а мы ныряли, к нам приплывали туземцы на каноэ и пытались активно торговать – сувенирами, панцирями наутилусов, обработанными раковинами, даже бананами и арбузами (хотя арбузы были совершенно несъедобными). Однако, когда мы уже купили все сувениры, какие хотели, туземцы не стали уезжать. Они продолжали плавать в своих каноэ рядом с нашим кораблем и просто… смотрели на нас. Смотрели целый день – за исключением обеда, на который они организованно уплывали в какую-нибудь папуасскую деревню. И это продолжалось каждый день, пока мы стояли на якоре. Вот такое развлечение у тамошних местных жителей.

Sunset Pirogue [Dmitry Rudakov]
На фото слева: Вечером после погружения мы стали свидетелями удивительного по красоте заката. А поскольку в это время вокруг нас плавали наблюдавшие за нами аборигены, то мы за небольшую плату отправили их позировать на фоне заходящего солнца.

papuaBoyMin
На фото слева: А этот мальчик приплыл к нам на своем каноэ одним из первых, и благодаря своему жалобному взгляду умудрился распродать всё, что привез. Потом он еще долго плавал вокруг нашего корабля, не веря своему счастью.

Помимо беззастенчивого разглядывания "пришельцев", жители Папуа любят жевать бетель – стебли растения, которое вызывает легкий наркотический эффект. От бетеля зубы аборигенов становятся красными, а повсюду на земле видны похожие на кровь следы от плевков. Мы тоже пробовали пожевать это растение, но эффекта не почувствовали – наверное для этого нужно очень много бетеля.

Pigmy Seahorse [Dmitry Rudakov]

Одна из главных "достопримечательностей" Папуа – малярия. Говорят, ею переболело чуть ли не всё население острова; поэтому мы постарались заранее выяснить всё, что касается этой болезни. В итоге мы купили специальные таблетки и пили их до, во время, и в течение нескольких дней после поездки на Папуа. К счастью никто не заболел.

На фото справа: Приглядитесь к этому снимку. Думаете это просто веточка коралла? А вот и нет. На самом деле, это морской конек-пигмей – размером всего лишь с ноготь – демонстрирует свои способности к мимикрии.

Papua Sunset [Dmitry Rudakov]
На фото слева: На Папуа - Новой Гвинее великолепные закаты. Они одни стоят того, чтобы поехать на этот остров.

В Папуа очень много деревень, но мы получили и некоторое представление о городской жизни, когда побывали в столице Папуа - Новой Гвинеи – Порт-Морсби. Это вполне обыкновенный город, слегка захолустный, но и не совсем деревня. В центре есть крупные здания и средних размеров аэропорт. Особенно гордятся местные жители своим парламентом – помпезным зданием с не менее помпезными интерьерами. 

papua4erep

А в целом, Папуа – это небольшая и не очень развитая страна. Раньше многие боялись знаменитых людоедов – охотников за головами. Нас даже водили на экскурсию в пещеру, где одно из племен хранило свои "трофеи" – человеческие черепа. Предметы этой зловещей коллекции до сих пор лежат аккуратными рядками, и являют собой довольно поучительное зрелище. Но сейчас людоедов уже нет. Хотя кто знает, что происходит в глубине острова…

На фото справа: У каждого своя страсть. Папуасы, например, любят коллекционировать симпатичные черепа. Если вы хотите выменять себе какой-нибудь редкий экземпляр, убедитесь, что у вас тоже подходящий череп.

Rainforest Shore [Dmitry Rudakov]
На фото слева: Побережье, густая растительность, туземка с ребенком. Самый привычный вид на Папуа. Конечно, привычен он для местных жителей, а не для нас. Представьте, что бы сказали туземцы, увидев фотографию обычной городской улицы.

DP: Было ли в этой поездке что-то, из чего Вы извлекли для себя урок?

ДР: Да, такое было. Однажды после погружения, когда мы уже сняли костюмы, сложили оборудование, и пили кофе в кают-компании, вошел капитан и позвал нас на палубу. Мы вышли и увидели в воде рядом с бортом большую красивую медузу. К этому времени я уже извлек фотоаппарат из бокса, принял душ и совсем не собирался нырять. Однако, поколебавшись, я все-таки решил нырнуть снова. Минут пятнадцать я снимал медузу под разными углам, до тех пор пока не сели батарейки во вспышках.

Jellyfish & Sky [Dmitry Rudakov]
На фото слева: Медуза, которую поначалу не хотелось снимать из-за элементарной лени. Однако сделанное над собой усилие окупилось сполна. Этот снимок (в черно-белом виде) получил золотую медаль на фестивале подводной фотографии в Куала-Лумпуре.

И в итоге оказалось, что фотографии этой медузы стали едва ли не лучшими за всю поездку, а один снимок даже получил золотую медаль на международном фестивале подводной фотографии, проходившем в 2004 году в Куала-Лумпуре. Из этого я сделал вывод, что настоящий фотограф должен использовать любую возможность, чтобы не упустить хороший кадр, даже если его одолевает лень.

papuaZakat
На фото слева: Обычный пейзаж может легко превратиться в мистическую картину. Нужно только дождаться, когда солнце зайдет за тучи, и немного тонировать получившийся снимок.

DP 02 2005

обсудить... (откликов: 0)  

Copyright © 2004-2005 гг. Дмитрий Рудаков.
Хотите узнать об обитателях Папуа поподробнее? Всегда пожалуйста! Цифры, факты - к вашим услугам!
О
Куда завел ты нас, Сусанин??!... Чтобы не пришлось впоследствии задавать риторические вопросы, к каждой поездке за пределы родной усадьбы необходимо тщательно готовиться. Для человека непривычного - это сущая головная боль, скажу я вам... А у нас все Сусанины давно вычислены, ходы просчитаны, всё схвачено, за всё уплачено... "Фотосафари"- просто наслаждайтесь путешествием, господа!
что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено