digital photoscape - цифровая фотография Немного о шумах... Лень – двигатель прогресса... Служба профилирования Digital Photoscape Базовая техника Рассеянного Свечения
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола /
Между небом и... водой  
глоссарийкарта сайтапечать

Технический прием сочетания в одном кадре подводного вида и части надводного мира известен как "сплит" (split) или "50/50". Хотя он и является одним из самых действенных инструментов в арсенале подводного фотохудожника, для его реализации требуется специальное оборудование, определенные навыки и особые условия окружающей среды. И хотя техника и навыки имеют довольно важное значение, в первую очередь все зависит от параметров воды. Только при достаточно идеальных условиях прозрачности воды и естественного освещения можно добиться хороших результатов. Но, поверьте мне, оно того стоит.

 Самая подходящая камера
Сплит - смешение двух стихий

К сожалению, выбор оборудования для данной техники довольно ограничен. Снять хороший сплит возможно только с применением бокса для зеркальной камеры, широкоугольного объектива и сферического порта. Nikonos’oм снять такой кадр не получится, поскольку объективы Nikonos разработаны только для работы в воде. И хотя 15-мм объектив для Nikonos V или 13-мм объектив для Nikonos RS имеют достаточно широкий угол охвата и превосходно подходят для подводной части сплита, они не способны фокусироваться над водой. Также не подойдут для этой цели и простые (читай дешевые) мыльницы – большинство из них имеет объективы с недостаточно широким уголом охвата, чтобы включить в изображение сразу две стихии. Но с другой стороны (хотя я сам не пробовал), думаю, что использование цифровой мыльницы в боксе с широкоугольной насадкой может обеспечить вполне приемлемый результат.

Еще один секрет удачного сплита заключается в применении объектива "рыбий глаз" (16-мм для фотоаппаратов Nikon, 15-мм – для Canon). Глубина резкости с этими объективами необычайна и при диафрагме f8 или меньше они обычно позволяют держать в фокусе как изображение над водой, так и подводный план. В большинстве случаев я навожу фокус по подводной части кадра, которая обычно является более композиционно важной, и при необходимости допускаю небольшую размытость надводного изображения, что в случае неба и облаков вполне допустимо. Кроме того, при использовании "рыбьего глаза" у вас есть возможность выбора горизонтальной или вертикальной компоновки кадра, поскольку угол охвата этого объектива 180 градусов. Граница раздела вода – воздух в кадре может проходить где угодно. На самом деле я часто выстраиваю композицию таким образом, что две трети кадра отведены для подводной части. В конце концов, "рыбий глаз" куда менее чувствителен к поверхностной ряби или волнению. Кроме того большое значение здесь имеет размер сферического порта. Больший сферический порт менее требователен к идеальному состоянию водной поверхности. Поверхностное волнение в этом случае "размазывается" по большей площади сферы, поэтому девятидюймовый выпуклый порт будет куда более удобен для съемки сплита, чем шестидюймовый.

И еще одно практическое соображение. Если есть такая возможность, то лучше выбирать сферический порт из минерального стекла. Не говоря об очевидной оптической чистоте, с надводной части порта, изготовленного из стекла, вода скатывается куда быстрее, чем с плексигласовой, и таким образом число неприятных водяных капелек сводится к минимуму.

Помните лишь о том, что объективы "рыбий глаз" дают бочкообразные искажения по краям кадра, поэтому объекты, расположенные слишком близко к объективу, могут выглядеть неестественными. Но поскольку эти искажения наиболее заметны при наличии в кадре горизонтальных и вертикальных линий, что довольно редко случается в подводной фотографии, этим легко можно пренебречь.

Половинка неба [Дмитрий Рудаков]

Для того чтобы съемка сплита была эффективна, необходимо, чтобы очень близко к поверхности имелся какой-нибудь подводный объект, плюс что-нибудь интересное над водой. На этом фото морские звезды и стая рыб, обнаруженные у самой поверхности воды возле деревни курорта Капалай (Kapalai) в Малазии, контрастируют с голубым небом и пушистыми белыми облаками, обычными для летнего дня на широте экватора.

Снято 16-мм "рыбьим глазом" и девятидюймовым сферическим портом.


 Навыки, условия и немного физики
Видоискатель S45
Компания Seacам комплектует свои боксы уникальными видоискателями. Отличие видоискателя S45 в том, что позволяет компоновать кадр держа камеру на уровне груди, а не на уровне глаз. Для съемки сплита это позволяет не погружать лицо в воду, что практически неизбежно при использовании обыкновенного видоискателя.

Начнем мы с теории. Как известно каждому, кто не спал на уроках физики, свет претерпевает изменения, как только он входит в морскую воду. Оказавшись в среде приблизительно в 800 раз плотнее воздуха, лучи света испытывают преломление, поглощение, и избирательно фильтруются в зависимости от глубины. При прохождении через воздух световые волны распространяются прямолинейно, но когда они попадают в среду с гораздо большей преломляющей способностью (показатель преломления воздуха – 1, а воды – 1,33), световые лучи искривляются и вызывают увеличивающий эффект.

В результате этого, даже при оптимальных условиях дневного освещения и прозрачности воды уровень освещенности под водой по сравнению с надводным может уменьшиться на половину или даже на целое значение диафрагмы. Рано утром и ближе к вечеру яркие солнечные лучи падают на водную поверхность под косым углом и по этой причине гораздо сильнее отражаются и поглощаются, доводя разницу в освещенностях до трех делений диафрагмы. В большинстве случаев фотосъемку "50/50" лучше всего проводить, когда солнце стоит высоко в зените, в диапазоне приблизительно от 10 часов утра до 2 часов дня.

Итак, мы выяснили, что даже при самых идеальных условиях нас неизбежно ожидает разница освещенности между надводной и подводной частями кадра. Это приводит к тому, что мы не сможем выбрать оптимальную экспозицию – либо надводная часть будет переэкспонирована, либо подводная – недоэкспонирована. В "доцифровый век" эту проблему решали с помощью специального градуального фильтра, который компенсировал разницу в освещенности между частями изображения. Недостатком применения фильтра было то, что его нельзя было повернуть под водой, чтобы изменить компоновку кадра и границу между стихиями приходилось располагать точно по центру. Использование цифры и формата RAW решает эту проблему для большинства ситуаций. Необходимо только выбрать экспозицию так, чтобы слегка переэкспонировать воду и слегка недоэкспонировать воздух (т.е. где-то между правильной экспозицией для верхней части кадра и правильной экспозицией для нижней части кадра), а уже затем, похлебывая чай в тиши кабинета, восстановить динамический диапазон снятого кадра. Если разница в уровне освещенности надводной и подводной части довольно велика, вы можете воспользоваться вспышкой, чтобы приблизить значение выдержки для подводного плана к соответствию с надводной частью кадра.

 Виртуальное изображение
Сферический порт
Так выглядят сферические порты для широкоугольных объективов

Есть еще одна хитрость в съемке сплита (хорошо, хорошо - это уже последняя!). Поскольку при съемке широкоугольным объективом используется сферический порт, то под водой его куполообразная поверхность создает еще один "как бы объектив" над поверхностью реального объектива. В результате этого на некотором расстоянии от купола формируется изображение, которое получило название "виртуального изображения". Обычно оно находится на расстоянии примерно в два диаметра купола от плоскости пленки: шестидюймовый выпуклый порт сформирует изображение в двенадцати дюймах (около 30 см) от плоскости пленки; для девятидюймового порта – на расстоянии около 18 дюймов (46 см), и т.д. Об этой особенности сферических портов необходимо помнить при выборе широкоугольного объектива - если он не способен сфокусироваться на достаточно близком расстоянии, соответствующем виртуальному изображению, то он вообще не сможет сфокусироваться под водой. В этом причина того, почему отдельные широкоугольные зум-объективы, можно использовать за сферическим портом только в том случае, если оснастить их насадками для съемки крупных планов.

Проблема фокусировки при съемки сплита заключается в том, что если для подводной части кадра широкоугольный объектив сфокусируется на виртуальном изображении (например, 12 дюймов для шестидюймового выпуклого порта), то любой объект над водой за пределами расстояния в 30-40 сантиметров окажется вне фокуса. Получается конфликт, который можно решить лишь с помощью специальных увеличительных насадок. Такая насадка представляет из себя фильтр, накручивающийся на объектив, половинка которого совершенно прозрачна, а вторая представляет из себя увеличивающую линзу. При съемке с использованием такой насадки надо дать объективу сфокусироваться над водой на бесконечность, а увеличивающая линза на нижней части, позволит виртуальному изображению остаться в фокусе. Разделительную линию между диоптрийной линзой и прозрачным стеклом необходимо "спрятать" за линией водораздела, что ограничивает композицию компоновкой 50 на 50.

Именно поэтому, я опять же настоятельно рекомендую использовать объективы "рыбий глаз" для съемки сплита - только эти объективы при использовании маленькой (т.е. почти закрытой) диафрагмы дают глубину резкости, которая даже при фокусировке под водой на "виртуальное изображение" обеспечивает нужную четкость надводного заднего плана.

Между небом и водой

Данное изображение есть результат большого количества проб и ошибок и, безусловно, большого терпения. Я довольно долго сидел на мелководье и пытался снять бегущие по песку волны света и одновременно включить в кадр великолепное небо. Несколько раз набегавшие волны оставляли капельки воды на сферическом порте моего бокса и мне приходилось их аккуратно удалять специальной салфеткой. На некоторых кадрах изображение получалось нерезким, поскольку меня качало вместе с волной. Но после седьмой или восьмой попытки я все-таки получил желаемый результат.

Еще одно неоспоримое преимущество цифры - я точно видел, то что получалось после нажатия спуска и мог продолжать процесс съемки до получения требуемого результата (или до посинения) не надеясь на авось, собственный опыт и хорошую технику.


обсудить... (откликов: 14)  

Оборудование для съемки "сплита"
что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено