digital photoscape - цифровая фотография Это всегда нечто большее Фотошкола молодого бойца... Приватные комнаты Гуидо Аргентини Барака – фильм для фотографов
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола /
С фотоаппаратом - под воду! (подводная съемка)  
глоссарийкарта сайтапечать

Попробуйте взять фотоаппарат под воду – даже если вы не станете подводным фотографом, то откроете для себя новый, удивительный и бесконечно красивый мир...

На Земле совсем немного ландшафтов, которые фотографируют так же много и охотно, как подводный мир. Это действительно уникальная и невообразимо прекрасная среда - коралловые рифы, бессчетные разноцветные рыбки, стаи барракуд, закручивающихся спиралями, акулы, дельфины, скаты - и многое, многое другое, непередаваемое обычными словами. Это целая вселенная, которая, казалось бы только и ждет, чтобы ее необъятные просторы посетил фотограф, мечтающий запечатлеть на снимках ее чудеса, лишенные привкуса обыденности...

 Подводная фотография
Красное на зеленом [Дмитрий Рудаков]

Честно говоря, с точки зрения фотографа, в подводной съемке нет ничего особенного или сверхестественного. С другой стороны, подводная фотография отличается от обычной хотя бы тем, что, кроме знания самого предмета (фотографии), требует еще и навыков плавания под водой и использования дополнительного снаряжения, без которого погрузиться под воду просто невозможно. Но и это еще не все. Если на поверхности мы фотографируем сквозь толщу воздуха, который отделяет нас от объекта съемки, то в подводном мире этим разделителем является вода, которая гораздо сильнее поглощает свет и цвет. Под водой видимость на 20 метров считается довольно хорошей, причем это означает, что даже при хорошей видимости на расстоянии 20 метров вы уже не видите ничего кроме зелено-голубой массы, окружающей вас со всех сторон... Именно это обстоятельство приводит к тому, что большинство фотографов, начинающих снимать под водой, чаще всего бывают разочарованы полученными результатами и после двух-трех неудачных попыток просто отказываются от идеи запечатлеть на снимках чудеса подводного мира.

Но появление "цифры" значительно изменило расклад сил и теперь, чтобы получить хорошую подводную фотографию совсем не требуется делать пару сотен погружений с камерой, на что у многих энтузиастов уходил иногда не год и не два. Одно из основных преимуществ "цифры", на мой взгляд, - это скорость обучения. Если подходить к этому процессу осознанно, то всего за одно погружение с "цифрой" можно научиться тому, на что раньше ушло бы две-три поездки и два десятка погружений. Секрет прост: результат съемки виден сразу. И сразу видны все ошибки. Поэтому, зная основные приемы подводной съемки, можно очень быстро добиться впечатляющих результатов, чему я сам был свидетелем уже неоднократно.

И, если уж вы решили попробовать войти в воду с фотоаппаратом, я надеюсь, те несколько советов, которые вы прочтете ниже, помогут вам в освоении подводной съемки.

 Прежде всего - фотография
Зеленый полдень [Дмитрий Рудаков]

Совет первый. Подводная фотография в первую очередь все-таки фотография, и лишь затем – подводная. То есть, все те принципы и правила, которые применимы к съемке "на воздухе", применимы и под водой. Для хорошей фотографии нужна композиция. Я не говорю какая композиция, а лишь призываю помнить об этом. Правильная экспозиция тоже не помешает, иначе вам долго придется объяснять своим друзьям, что "темное пятно на синем фоне" - это на самом деле красивейшая тропическая рыбка ярко-красного цвета.

Для хорошей фотографии необходимо также отношение автора к объекту съемки. Что вы хотели передать? Зачем вы нажимали на спуск? Только для того, чтобы снять хвост уплывающей рыбы? Даже тот факт, что данная рыбка встречается лишь в этой части Тихого океана, не сделает вашу фотографию хорошей и интересной. Поэтому под водой не стоит забывать, что фотография – это не просто фиксация факта существования того или иного вида морских обитателей.

 Правильное оборудование - залог успеха
Прямой взгляд [Дмитрий Рудаков]

Совет второй. Мы знаем, что хороший фотограф сможет снять шедевр и камерой-обскурой (хотя в последнее время ей почему-то редко пользуются). Но под водой обскуры будет явно недостаточно, и выбор подходящего оборудования становится здесь более чем актуален. Большинство разочарований, которые подстерегают начинающих подводных фотографов, связаны именно с неправильным выбором оборудования. Для того, чтобы получить приличные подводные снимки совсем необязательно потратить уйму денег, но давайте будем реалистами: одноразовой мыльницы, которую можно купить в любом магазине, торгующем дайверским снаряжением, будет явно недостаточно - даже если она будет в водонепроницаемом боксе.

Для того, чтобы разобраться с причинами этого, давайте посмотрим, как ведет себя свет под водой. Вода обладает неприятным свойством поглощать "теплые" цвета (красный, желтый) прямо пропорционально расстоянию до объекта. То есть, чем дальше от вас находится объект съемки, тем меньше "теплых" цветов на нем вы сможете различить. После некоторого определенного расстояния все объекты становятся просто синими или зелеными – в зависимости от цвета воды. Даже кристально чистая вода тропических морей создает эффект сильнейшего синего фильтра, надетого на ваш объектив.

Некоторые продвинутые пользователи "цифры" могут задать резонный вопрос: а нельзя ли этот эффект скорректировать потом в Photoshop? Чтобы не вдаваться в подробности, я просто отвечу - нет. Потери в цвете и контрасте настолько велики, что не поддаются последующей коррекции со сколько-нибудь приемлемым результатом. Это не означает, что подводная съемка вообще не поддается коррекции – поддается, и еще как! Но поддается в тех же пределах, что и обычная: можно удалить синий оттенок, если основной цвет все-таки был зарегистрирован цифровой матрицей. А если не был?..

Так как же избежать влияния "всеобъемлющего голубого фильтра" под водой? Первое и главное правило: нужно подойти (в смысле, подплыть) к объекту съемки настолько близко, насколько это возможно. "Близко" здесь означает действительно близко. Для макросъемки речь идет о сантиметрах, для всего остального – о метрах (один-два, не больше...) Простая физика: чем меньше столб воды, разделяющий объектив фотоаппарата и снимаемый объект, тем меньше света будет поглощено и рассеяно на пути.

Это соображение определяет выбор объективов, которые используются для подводной съемки. Сверх-широкоугольные объективы позволяют сфокусироваться на очень малом расстоянии – некоторые до 10-15 сантиметров. Такие объективы являются идеальным выбором для съемок рифовых "пейзажей" и больших животных: китов, дельфинов, акул. Макро-объективы тоже позволяют сфокусироваться на небольшом расстоянии и поэтому идеальны для съемки маленьких и удивительных подводных созданий. "Телевики" под водой совершенно бесполезны, поскольку оставляют слишком большой столб воды между объектом съемки и фотоаппаратом. Если вы посмотрите на любой альбом подводных фотографий, то увидите там только две категории снимков – широкий угол и макро. Вот собственно и все.

Вторая половинка "секрета" подводной фотографии – это применение вспышки. Только вспышка может восстановить те цвета, которые безжалостно поглощаются толщей воды. Именно поэтому применение вспышки в подводной фотографии является почти обязательным: только одна категория снимков – силуэтная съемка против солнца - позволяет обходиться без вспышки.

 Что же выбрать?
Quoto Jetty, Папуа Новая Гвинея [март 2004] [Дмитрий Рудаков]

Теперь, когда вы вооружены знанием теории подводной съемки, мне осталось дать лишь несколько намеков по выбору правильного оборудования.

Всю линейку подводного фотооборудования можно условно разделить на три основные группы.

Дешевые Point & Shoot. Эти системы отличаются невысокой ценой и необузданными обещаниями производителей. К сожалению, на практике эти камеры не позволяют получить хороший результат и приносят одно лишь разочарование. Основная проблема в том, что они не обладают необходимой оптикой: их объективы недостаточно широки для съемки подводных пейзажей и не дают приемлемого режима "макро" для съемки подводных обитателей. В большинстве таких моделей используются встроенные вспышки, расположенные над объективом, что само по себе для подводной фотографии является проблемой.

Умеренно дорогие Point & Shoot. Это системы, которые стоят значительно дороже, но позволяют добиваться очень неплохих результатов. Большинство современных цифровых "мыльниц" может быть помещено в водонепроницаемые боксы различной цены и качества. Основные проблемы здесь те же, что и у первой категории: zoom-объективы, применяемые в таких "мыльницах", недостаточно широкоугольные и не позволяют снимать настоящее "макро". Решением может стать использование дополнительных широкоугольных конверторов или макронасадок. Поэтому перед покупкой боксов убедитесь, что такие приспособления будут вам доступны.

Боксы для цифровых зеркалок. Системы, которые позволяют получить наилучший результат при подводной съемке и (сюрприз!) полностью опустошить ваш бюджет на ближайшие несколько лет. Но вместе с ценой приходит и гибкость: вы можете использовать весь спектр объективов, доступный для выбранного фотоаппарата, а это является несомненным преимуществом. Такие системы могут быть оснащены также несколькими вспышками, что значительно увеличивает шансы получить хорошую фотографию.

Независимо от того, какую систему вы выберете, помните о двух ключевых элементах: правильном объективе и вспышке. Без них ваши шансы получить хорошую подводную фотографию бесконечно малы. И, поверьте мне, если бы существовали более простые и дешевые способы фотографировать под водой, то огромная армия подводных фотографов уже давно бы применяла их на практике...

обсудить... (откликов: 11)  

Где узнать больше о подводном фотооборудовании?
Производители оборудования для подводной фотографии
 Регулярный раздел в журнале "Подводный клуб"
Погружение в цифру
Вы всегда мечтали побывать в гостях у Русалочки? И познакомиться поближе с морскими коньками? И, кроме звёздного неба, разглядеть в подробностях звёздное дно подводного царства? А ведь это совсем не так сложно, как может показаться вначале! И более того, при помощи фотоаппарата вы можете увековечить восторги от увиденного не только для себя, но и для окружающих...
что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено