digital photoscape - цифровая фотография Выбираем CRT монитор Выбираем LCD монитор Резкость... без галстука Склейка панорамы вручную
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола / Подводный клуб /
Всё про три буквы... TTL!  
глоссарийкарта сайтапечать
 Часть первая: тайны и "ловушки" TTL, как с ней подружиться

Эту статью я хочу посвятить всем моим друзьям, которые год за годом пытают меня на тему TTL. Почему иногда она работает, а иногда нет? Как подключить TTL вспышку к цифровой камере или почему это невозможно? Как использовать TTL при съемке широкоугольным объективом? Список этих вопросов можно продолжать. А вот простых и однозначных ответов на эти вопросы – практически не существует.

До появления системы TTL в подводной фотографии выбор значений диафрагмы и выдержки опирался лишь на оценку расстояния до объекта и на определяемую наугад отражающую характеристику этого объекта. Теперь уже практически во всех фотокамерах и вспышках для управления экспозицией применяется TTL-автоматика. В общем и целом, работает она достаточно хорошо. Однако существуют определенные ограничения, результатом которых является одна из самых часто встречающихся ошибок начинающих фотографов: слепое доверие TTL. Именно поэтому я хочу поговорить с вами о TTL подробно и без спешки. И еще потому,  что у меня есть коварный план – убедить вас в том, что в цифровой подводной фотографии можно прекрасно обходиться без TTL. Но этим я займусь во второй части своей статьи, а сейчас мы поговорим именно о съемке с использованием TTL, потому что, чтобы отказаться от чего-то – надо хорошо понимать от чего отказываешься. Надеюсь, что я вас еще не сильно запутал...

 Тайны TTL

Для начала давайте разберемся, что такое TTL. Вообще, в фотографии, аббревиатура TTL используется в двух контекстах: первый, когда речь идет о замере экспозиции через объектив камеры и второй, когда речь идет об управлении вспышкой на основании такого замера. Дальше мы будем обсуждать только вопросы, имеющие отношения ко вспышкам, как основным источникам света в подводной фотографии. Как же работает TTL? В момент срабатывания вспышки, свет достигает объекта, отражается от него и через объектив фотокамеры попадает на плоскость пленки или цифровой матрицы. Встроенный сенсор замеряет количество света, которое прошло через объектив и отразилось на матрицу/пленку (отсюда и название: TTL – "through the lens") и дает вспышке сигнал на отключение, когда освещенности объекта будет достаточно для правильной экспозиции.

Так как для изменения длительности импульса вспышки используется электроника, то TTL-технология, должна автоматически обеспечивать корректную экспозицию. И хотя, в большинстве случаев TTL-автоматика справляется с этой задачей, существуют ситуации, когда она не оправдывает наших надежд.

ttl-problems

Давайте рассмотрим это на примере съемки подводного пейзажа широкоугольным объективом. На фото слева хорошо видна передержка. Дело в том, что объект съемки был недостаточно велик. В результате этого часть света была рассеяна в толще воды, а отраженного света не хватило для отключения вспышки в нужный момент. Поэтому TTL сенсор посчитал, что объект освещен еще недостаточно и в результате вспышка выдала свою полную мощность, что и привело к передержке кадра. Другую крайность демонстрирует средний кадр. В этот раз диафрагма была закрыта до значения f22. Но при использованной чувствительности полной мощности вспышки оказалось недостаточно, чтобы правильно осветить этот объект при выбранной диафрагме. Поэтому система TTL не сумела спасти от недодержки и этот кадр.
И только фотография справа получена искусным сочетанием вспышки и естественного освещения. Вспышка была использована на 1/4 своей мощности в ручном режиме, что позволило установить более широкую диафрагму f5.6, чем это потребовалась бы с TTL. Благодаря этому естественного освещения кажется больше и создается впечатление рассеянного на глубине света.

Jetty Rays [Dmitry Rudakov]
Jetty Rays
Dmitry Rudakov

Научиться уравновешивать искусственное и естественное освещение – одна из самых важных задач, которую должен решить подводный фотограф, чтобы научиться снимать хорошие кадры. Ключ к кажущемуся естественным, сбалансированному освещению – в том, чтобы вспышка наполнила объект цветом и при этом не выглядела дополнительным источником искусственного освещения. Это произойдет лишь в том случае, когда один источник света (вспышка) не превосходит в значительной мере другой (солнце). Поэтому все ваше мастерство как фотографа заключается в том, чтобы, используя доступные фотографические инструменты, добиться этой сбалансированной экспозиции.

Но вернемся к TTL и особенностям ее применения в подводной фотографии.

 Когда система TTL работает

Лучше всего TTL работает в следующих ситуациях:

1. Когда объект со средней отражающей способностью заполняет центральную часть кадра (минимум треть, еще лучше – центральные две трети).

Так как для большинства случаев макрофотографии характерен именно такой вид композиции, то в сочетании с задним планом, расположенным почти в той же самой плоскости, TTL является достаточно надежным инструментом для макросъемки. Применение TTL позволяет вам прекрасно экспонировать каждый кадр, до тех пор, пока контрастность объекта достаточно равномерна и он не располагается на хорошо отражающей поверхности. И до тех пор, пока вспышка располагается на эффективной дистанции от объекта съемки. Помните, что простая установка вспышки на режим TTL не гарантирует верную экспозицию даже в макрофотографии, особенно, если вспышка находится от объекта дальше той позиции, с которой она способна осветить его на полной мощности.

2. TTL лучше всего работает, когда вспышка превосходит уровень внешней освещенности.

Запомните, что TTL не учитывает общей освещенности места съемки – это обстоятельство может значительно сказаться на экспозиции, и в результате кадр будет передержан, в особенности на мелководье. У некоторых камер самая высокая скорость синхронизации со вспышкой 1/125 или даже  1/90 секунды. Днем в чистой воде у мелкого рифа, вероятнее всего, место съемки будет освещено значительным количеством естественного света. Поэтому уровень внешней освещенности может потребовать гораздо меньшей диафрагмы, чем допустимо для скорости синхронизации в 1/90 секунды. В результате произойдет значительная передержка кадра.

И наоборот, на большей глубине, где естественного освещения гораздо меньше TTL-автоматика будет давать достаточно надежный результат.

ttl-bkgr

От фона в значительной мере зависит решение, стоит ли полагаться на систему TTL. На фотографии слева коралловый риф находится почти в той же плоскости, что и рыба, и, таким образом, отражает достаточно света, чтобы TTL-автоматика сработала точно. Рыба на фотографии справа окружена открытой водой и отражает обратно лишь малую долю света, выпущенного вспышкой. В результате получается значительная передержка.

 Когда система TTL не работает

Есть три достаточно специфические ситуации, когда TTL точно не сработает:

1. TTL ненадежна, когда главный объект относительно мал.

В особенности это проявляется когда этот маленький объект визуально отделен и располагается на фоне удаленного заднего плана или окружен открытой водой. Или когда объект съемки находится не в центре кадра (чаще всего измерение TTL происходит по центру). В обоих случаях отраженного света будет недостаточно для того, чтобы датчик TTL отреагировал правильно. Следовательно, камера не пошлет сигнал, чтобы прервать импульс вспышки, и снимаемый объект окажется в значительной мере передержан.

Именно поэтому широкоугольные фотографии, которые часто включают в себя значительные пространства открытой (а значит, и не отражающей свет) воды, являются плохими кандидатами на точную TTL-экспозицию.

2. TTL ненадежна, когда при съемке используются слишком большие (открытые) и слишком маленькие (закрытые) диафрагмы.

В первом случае вспышка выпустит слишком много света для заданной диафрагмы, прежде чем свет сумеет отразиться обратно и датчик TTL погасит вспышку, результатом чего станет передержка. И наоборот, даже TTL не заставит вспышку выпустить света больше, чем это возможно при ее полной мощности. Использование меньшей диафрагмы, чем это допустимо для полной мощности вспышки на определенном расстоянии вспышки до объекта естественным образом повлечет за собой недодержку.

3. TTL система также ошибется, если большую часть кадра будет занимать очень светлая или хорошо отражающая поверхность.

ttl-reflect
Это не рыба-крокодил! Это я так, для примера...

Если вы решите сфотографировать рыбу-крокодил, лежащую на белом песке с высоким коэффициентом отражения, то не стоит полагаться TTL – она вас обязательно подведет. Поскольку белый песок очень хорошо отражает свет, то TTL-датчик получит слишком много отраженного света и слишком рано погасит импульс вспышки, из-за чего вы получите тусклый и недодержанный кадр. Тоже самое произойдет если большую часть кадра будет занимать косяк рыбы с белой блестящей чешуей.

Теперь вы видите, что даже для объекта, идеально подходящего для съемки с помощью TTL, всегда существует диапазон применимости этой технологии. Поэтому какую бы сложную камеру вы ни использовали, к TTL нельзя относиться бездумно и считать ее панацеей.

 Как подружиться с TTL

Эти пять простых технических приемов могут значительно улучшить вероятность успеха того, что TTL будет работать для вас, а не против.

1. Удостоверьтесь, что TTL работает

Каждый раз перед погружением желательно производить проверку TTL. Откройте объектив на максимальную диафрагму, направьте вспышку прямо в объектив и нажмите спуск. Перезарядка вспышки должна быть незамедлительной. Теперь закройте объектив крышкой. Нажмите спуск снова. Вспышка должна разрядиться полностью, на что укажет мигающий датчик готовности, а потом она начнет медленно заряжаться. Помните, что у вспышки могут кончиться батареи, камера или вспышка могут оказаться неисправными или, что более вероятно, может быть неисправен синхрошнур. Любая из этих причин может вызвать сбой TTL-автоматики.

2. Ищите объекты, подходящие для TTL-экспозиции.

Вашей целью должны быть композиции, которые заполняют по крайней мере половину кадра, в идеальном варианте – с задним планом в той же плоскости. При однородном отражении света на сенсор TTL-автоматика является надежным инструментом.

3. Знайте диапазон TTL-приемлемости вашей вспышки, особенно на ее полной мощности.

В некоторых ситуациях вы можете наверняка знать, что вспышка сработает на полной мощности, потому что обратно на сенсор TTL отразится совсем немного света. Вспомните о маленькой рыбке на голубом фоне. Поэтому, если вы знаете, что TTL подведет, и знаете, почему так случится, то вы имеете возможность скорректировать диафрагму для правильной экспозиции. Просто действуйте так, как будто вы снимаете в ручном режиме на полной мощности. Но вы обязаны достаточно хорошо знать свою систему и понимать, какая диафрагма соответствует выбранной комбинации светочувствительности, расстояния "вспышка—объект" и отражающей способности объекта съемки.

4. Дайте вспышке достаточно времени для перезарядки.

Одной из основных причин недодержки при фотографировании с TTL является просто слишком быстрая съемка. Подождите, пока не загорится сигнал готовности. А для верности подождите еще несколько секунд.

5. Сделайте несколько кадров, изменяя экспозицию (если ситуация это позволяет).

Несколько фотографий одного и того же объекта с разной экспозицией называются брэкетингом, или эксповилкой. В большинстве современных камер есть переключатель экспокоррекции. Изменение значения компенсации экспозиции до –0.3 EV (exposure value – значение экспозиции) уменьшает выходную мощность TTL-вспышки на одну треть деления диафрагмы, в то время как изменение до +0.7 EV увеличивает экспозицию на две трети шага диафрагмы. Использование механизма экспокоррекции камеры позволяет вам более тонко настраивать работу вашей вспышки в TTL режиме. Поэтому в случае сомнений снимайте сразу несколько кадров – один с теми параметрами, что рассчитала автоматика вашей камеры, а два других с положительным и отрицательным значением экспокоррекции.

 Несколько практических советов
Pigmy Seahorse [Dmitry Rudakov]
Pigmy Seahorse
Dmitry Rudakov

Первое упражнение в воде для тестирования вашей TTL-системы должно быть таким: опуститесь на колени на песок в метре от объекта со средней отражающей способностью, скажем, от коралла-мозговика или вашего товарища по дайвингу. Установите на вспышке режим TTL, а камеру поставьте на "автомат". Выберите чувствительность, с которой вы собираетесь снимать чаще всего, и снимите серию кадров с пошаговым изменением диафрагмы от f5.6 до f16 (четыре снимка). Затем переведите камеру на ручной режим (установите максимальную выдержку синхронизации для вашей камеры), а вспышку включите на полную мощность отключив TTL. Проведите тот же самый тест для четырех значений диафрагмы. Загрузите кадры на компьютер и сравните их. Проанализировав эти снимки, вы определите две вещи: диапазон применимости TTL для вашей подводной системы и корректную установку диафрагмы для полной мощности вспышки на расстоянии одного метра до объекта. Как только вы узнаете эти характеристики, их легко можно будет интерполировать и на другие расстояния.

Солнечные волны [Dmitry Rudakov]
Солнечные волны
Dmitry Rudakov

Использование TTL при съемке широкоугольным объективом несколько сложнее, чем при макросъемке, потому что вы должны контролировать воздействие как света от фотовспышки, так и внешнего освещения. Тут я рекомендую вам поступать следующим образом. Во-первых, переведите вашу камеру на "ручной" режим и установите допустимую скорость синхронизации со вспышкой  (1/90 секунды или большая для современных камер - 1/125 или 1/200 секунды). Во-вторых, замерьте освещенность воды на заднем плане и выберите необходимую диафрагму (даже в "ручном" режиме большинство камер продолжают индицировать правильное значение экспозиции). Затем примените отрицательную экспокоррекцию. Начинать можно с установки на -0.5 EV или –0.7 EV (уменьшение диафрагмы на половину/две трети деления). Обычно это хорошая начальная точка для компенсации избыточного фона воды, которая в широкоугольной фотографии не отражает свет обратно на вспышку. Затем нужно сделать брэкетинг, уменьшив выходную мощность вспышки меняя экспокоррекцию камеры на -1 EV и на -1.3 EV (диафрагма соответственно меньше на 1 и на 1,3 деление шкалы). Одна из этих трех экспозиций наверняка даст вам фотографию вашего объекта с верной мощностью TTL-вспышки. Ключевым моментом здесь является то, что режим камеры должен быть установлен на "ручной". Таким образом, любая манипуляция с переключателем экспокоррекции повлияет только на выходную мощность вспышки в режиме TTL, а не на экспозицию окружающего света.

 В гармонии со стихией
И еще одно соображение. Намного проще не бороться с природой и стихиями, а сотрудничать с ними. Когда солнца нет (перед восходом, после заката или во время ливней и тайфунов), пытаться снимать яркие широкоугольные фотографии зачастую все равно, что черпать воду решетом. Когда нет достаточного естественного освещения для "оживления" воды на заднем плане, то объект попросту потеряется на изображениях большого и темного пространства. Это, уже не говоря о том, что эффектные широкоугольные фотографии никогда не получаются в условиях слабого внешнего освещения. Но когда у солнца выходной, у  вас гораздо больше шансов пополнить свой архив фотографиями, сделанными не широкоугольным, а макро-объективом.
Shrimp Closeup [Dmitry Rudakov]

Итак, теперь вы полностью подкованы в вопросах применения TTL технологии в подводной съемке. А во второй части этой статьи мы поговорим о том, почему в цифровой фотографии от TTL можно безболезненно отказаться.


uwcl01-2005

обсудить... (откликов: 17)  

Copyright © 2004-2005. Дмитрий Рудаков
 В следующем номере:
Всё про три буквы... TTL! (Продолжение)
Оказывается, технология TTL, зарекомендовавшая себя при работе с пленочными камерами почти незаменимой помощницей, в цифровой фотографии легко может быть выведена на скамейку запасных. Да здравствует технический прогресс! Гистограмма убережет вас от разочарований! Нужно всего лишь научиться ее "читать"...
что это? )
что это? )



Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.

Про шубу, гирлянды и разные маски...
Про шубу, гирлянды и разные маски...
Очередной урок из цикла о секретах применения масок покажет, как легко и непринужденно неполноценные кадры с разной экспозицией, путем несложных манипуляций по объединению, превращаются в реалистичные картины. А зрители получают возможность почувствовать себя в эпицентре событий, - словно собственными глазами увидели они и грозовые облака, и нежные травинки, и красные камни... - во всех деталях и подробностях... А ведь можно, напротив, оторваться от реальности и при помощи масок создать фантастический пейзаж - такой, которого никто в жизни никогда бы не увидел, если бы не ваша буйная фантазия и знание нескольких приемов джиу-джицу. Ну и, конечно, эта статья о том, что маски бывают не только в Photoshop, но это уже совсем другая и достаточно грустная история...


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено