digital photoscape - цифровая фотография Между балансом и доминантой 10 советов начинающим Ежедневный фотограф И это все о них...
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола / Подводный клуб /
Всё про три буквы... TTL! (Продолжение)  
глоссарийкарта сайтапечать
 Часть вторая: цифровая фотография без TTL

В первой части статьи мы подробно остановились на особенностях использования технологии TTL в подводной съемке. Казалось бы чего проще – перенести эти навыки в цифровую фотографию... К сожалению, производители цифровых камер в большинстве своем не сумели (или не захотели) поддержать стандарт TTL  (надо признать, что некоторые цифровые камеры все-таки поддерживают этот стандарт, хотя, это скорее исключение из правила). В настоящий момент существует несколько модификаций стандарта TTL, которые действительно лучше и прогрессивнее своего прародителя. Проблема в том, что огромный парк подводных вспышек не совместим с этими стандартами и поэтому при переходе на цифру о TTL можно просто забыть. Сразу оговорюсь, что использовать TTL и цифру под водой в принципе возможно. Во-первых, можно забоксировать (т.е. поместить в водонепроницаемый бокс) обыкновенную вспышку (не подводную), которая поддерживает новый вариант TTL стандарта (конечно, такие вспышки существует – иначе зачем производителям камер было менять стандарт?). Во-вторых, можно приобрести новую подводную вспышку (которые появились совсем недавно) поддерживающую модифицированную версию TTL стандарта.
Вы спросите, а зачем тогда огород городить?
Ну, покупка новой вспышки может быть не входит в ваши планы, а боксированная вспышка всегда будет проигрывать амфибийной в силу своей универсальности.

увеличить

И еще один аргумент, который надеюсь, убедит вас дочитать эту статью до конца – научиться снимать цифрой без TTL довольно легко и не потребует дополнительных финансовых вложений. И если впоследствии вы все-таки решите использовать TTL, то у вас в рукаве  всегда будет лишний козырь, на случай если TTL (как и любая технология) вдруг откажет в самый неподходящий момент...


 Гистограмма - секретное оружие цифрового фотографа

Итак, я берусь убедить вас в том, что при съемке под водой можно прекрасно обходиться без TTL (кстати, одним из доказательств этого утверждения являются мои фотографии).

Несмотря на то, что использование цифровой камеры во многом очень схоже с обыкновенной пленочной камерой, существуют и определенные различия. В отличие от своих целлулоидных собратьев, цифровые камеры предоставляют своему владельцу весьма эффективные инструменты для контроля сделанного снимка. Помимо возможности увидеть отснятый кадр на дисплее и визуально оценить его качество (что уже решает большинство вопросов по выбору правильной экспозиции), многие камеры дают возможность вывести на дисплей гистограмму снятого изображения.

Это что за зверь? - спросите вы.  Гистограмма представляет собой диаграмму, где по горизонтальной шкале откладываются градации серого от 0 (черный цвет) до 255 (белый цвет), а по вертикальной - количество пикселов соответствующей градации в данном изображении. Чем выше столбец, тем больше точек соответствующего оттенка серого содержится в фотографии. Если говорить проще, то гистограмма - это графическое представление распределения полутонов в конкретном изображении. Кому-то эта информация может показаться совершенно бесполезной. Но это не так. Именно гистограмма является самым эффективным инструментом для выбора правильной экспозиции. Но об экспозиции мы поговорим чуть позже, а пока давайте вернемся к гистограмме.

Сразу хочу разочаровать тех, кто думает, что гистограмма позволит им снимать хорошие фотографии. Совсем нет. Она позволит вам лишь правильно определять экспозицию. А хороший кадр - это не только правильная экспозиция. Иногда, даже совсем неправильная. И поскольку не существует однозначного определения для хорошей фотографии, то не существует и "правильной" гистограммы, которая эту фотографию описывает. Все множество хороших кадров будет иметь совершенно такое же множество гистограмм, которые будут отличаться друг от друга так же, как одна хорошая фотография отличается от другой. Так в чем же польза? -  вполне резонно можете заметить вы. Секрет гистограммы прост. Хотя, не существует понятия "правильной" гистограммы, с помощью гистограммы вы всегда сможете увидеть, что с экспозицией у вас определенные проблемы.
Или говоря проще - плохая у вас экспозиция!

Научиться пользоваться гистограммой не просто. Это очень просто! При съемке нужно всего лишь стремиться, чтобы гистограмма не залезала на края рамки, что обычно означает "недодержку" или "передержку".

underexpose

Рассмотрим наиболее простой пример - "недодержку". На этой гистограмме вы видите, что часть диаграммы "налезла" на левый край и обрезана границами гистограммы. Вы можете мысленно плавно дорисовать гистограмму слева до оси абсцисс и поймете, какая часть изображения у вас оказалась "отрезанной". Такая гистограмма означает, что на изображении присутствуют очень глубокие тени и детали в этих тенях просто потеряны и уже не могут быть восстановлены. Но человеческий глаз довольно толерантно относится к темным участкам на изображении и с помощью несложных коррекций данное изображение можно превратить во вполне нормальное. Конечно, как я и говорил выше - деталей потерянных в тенях уже не вернуть. Поэтому, такой гистограммы лучше всего избегать.

overexpose_high

Другой вариант "плохой" гистограммы мы видим на кадре с "передержкой". В данном случае это означает, что часть информации о светлых участках была безвозвратно потеряна при съемке. Вы видите, что в этом случае изображение выглядит гораздо менее привлекательным, чем в случае с "недодержкой". Кадр сильно пересвечен и на снимке образовалась просто белая дыра. Т.е. никакой информации там нет и никаким образом ее уже не восстановить. Это самая невосполнимая потеря для цифровой фотографии. И выглядит это ужасно. Поэтому одно из основных правил, которое должен запомнить начинающий цифровой фотограф - гистограмма никогда не должна налезать на правый край. Почти никогда.

overexpose_sun

В качестве исключения это возможно в том случае, когда у вас в кадре есть идеально белый объект. Я знаю лишь один такой объект - солнце. Когда вы снимаете кадр в котором присутствует солнце, то вам просто не избежать "налезания" гистограммы на правый край. Только будьте предельно осторожны и в этом случае - если гистограмма представляет собой большую массу, прижатую к правому краю, то на вашей фотографии не просто солнце, а очень много солнца. Точнее сказать почти ничего, кроме большой белой дыры от солнца.


small_overexpose

Для нормального солнца с лучами гистограмма должна выглядеть примерно следующим образом. То есть всплеск на правой части гистограммы есть, но он довольно незначительный и не меняет ее общей формы.

normal

Вот так примерно выглядит гистограмма при хорошей экспозиции. Она не "налезает" на края и достаточно равномерно распределена по всей шкале, что говорит лишь о том, что полутона этого изображения не обрезаны, не потеряны и создают плавные тональные переходы. Будет ли этот кадр хорошим? Неизвестно. Но вот с экспозицией у него явно все в порядке.

Конечно, контроль по гистограмме возможен лишь в том случае, если кадр можно повторить - скажем, если вы снимаете пейзаж с кораллом или маленькую рыбку-клоуна. Сложнее, если объектом съемки является акула-молот на большой скорости пролетевшая мимо. Но даже это не является проблемой и чуть позже мы поговорим, как разобраться и с этой ситуацией.

И все-таки, в большинстве случаев гистограмма - великолепный инструмент для определения экспозиции. Даже в современных камерах автоматический замер экспозиции не всегда точен (особенно в сложных условиях съемки), а изображение на дисплее слишком мало, чтобы по нему можно было уверенно оценить снятый кадр - и, тем более, обнаружить ошибку в экспозиции. Тут-то и приходит на помощь гистограмма, на которой можно легко увидеть передержку или недодержку снимка и ввести необходимую коррекцию в следующий кадр.

Теперь, когда мы вооружены теорией, можно переходить к практике и посмотреть, как полученные знания пригодятся нам под водой.

 Гистограмма против TTL

Давайте рассмотрим ситуации из первой части статьи и посмотрим, чем нам сможет помочь гистограмма в тех случаях, когда пасует даже TTL.

Помните, что TTL не учитывает общей освещенности места съемки?

Представьте, что мы снимаем в чистой воде у мелкого рифа, где место съемки освещено значительным количеством солнечного света. При съемке с TTL произойдет значительная передержка кадра. Если мы будем полагаться на гистограмму, то сразу после первого кадра увидим, что гистограмма "залезла" на правый край и будем закрывать диафрагму до тех пор, пока не увидим ровного и плавного окончания гистограммы по правому краю. Бинго!

TTL ненадежна, когда главный объект относительно мал.

Если мы снимаем маленькую рыбку, окруженную темной толщей воды, то отраженного света будет недостаточно для того, чтобы датчик TTL отреагировал правильно. Камера не пошлет сигнал, чтобы прервать импульс вспышки, и снимаемый объект окажется в значительной мере передержан. А что гистограмма? Наш "верный друг" снова "бросится грудью на правый фланг" и даст нам сигнал о том, что в фотографии есть передержка. Можно внести коррекцию и кадр будет спасен.

TTL ненадежна, когда при съемке используются слишком большие (открытые) и слишком маленькие (закрытые) диафрагмы.

Очень часто при съемке макро я полностью закрываю диафрагму для того, чтобы получить максимальную глубину резкости. И почти каждый раз оказывается, что я перестарался. В этом случае даже TTL не заставит вспышку выпустить света больше, чем это возможно при ее полной мощности. Использование слишком маленькой диафрагмы, чем это допустимо для полной мощности вспышки на данном расстоянии до объекта естественным образом влечет за собой недодержку. Но гистограмма стоит на страже - теперь она "лезет" на левый край и говорит, что неплохо бы дать побольше света. Может приоткрыть диафрагму, а может пододвинуть вспышку поближе к объекту съемки. Вносим коррекцию и снова получаем хорошую экспозицию.


Теперь вы видите, что даже в тех ситуациях, где на TTL нельзя положиться, использование гистограммы всегда дает верный результат.

 Несколько практических советов

А как же все-таки быть в тех ситуациях, когда настроиться или повторить кадр просто невозможно. Честно говоря, весь мой практический опыт говорит, что такие ситуации чрезвычайно редки. И потом к ним можно быть готовым.  Когда я опускаюсь под воду, то первым делом я устанавливаю правильную экспозицию. Если я вышел на "макро", то я нахожу небольшой объект нужного размера и снимаю его, внося коррекцию в экспозицию и расположение вспышек до тех пор, пока гистограмма не удовлетворит меня. После этого я запоминаю расстояние до объекта и выдвигаюсь на охоту, точно зная, что готов к неожиданным встречам. То же самое я делаю и при съемке широким углом, только в этом случае я выбираю для настройки другой объект - побольше. Такой, который соответствует тому, что я предполагаю встретить.
Настроечные кадры сразу можно удалить, чтобы они не занимали место на карте памяти.

Еще один совет - не бывает одного единственного и отличного кадра. Точнее, бывает, но лишь в виде большого исключения. У меня таких всего два. Все остальное - результат тщательной и кропотливой работы: наблюдение за объектом съемки, выбор точки, ракурса, настройка камеры и вспышек и, конечно, терпеливое ожидание нужного света, действия или расположения объекта... Ну не бывает случайных шедевров! А посему тезис об упущенных кадрах из-за отсутствия TTL является лишь простой отговоркой. Ларчик то открывается довольно просто - количество всегда  переходит в качество. Надо только каждый раз анализировать и исправлять собственные ошибки. И тогда удача не заставит себя ждать.

clownfish

На этом заканчивается наш разговор о применении TTL технологии в подводной съемке. И о том, почему в век цифровой фотографии от TTL можно легко отказаться. Хотя, отказаться от стереотипа порой бывает так непросто...


svai

обсудить... (откликов: 0)  

Copyright © 2004-2005. Дмитрий Рудаков
 Что было в номере 9/2004 г. :
Погружение в цифру
Вы всегда мечтали побывать в гостях у Русалочки? И познакомиться поближе с морскими коньками? И, кроме звёздного неба, разглядеть в подробностях звёздное дно подводного царства? А ведь это совсем не так сложно, как может показаться вначале! И более того, при помощи фотоаппарата вы можете увековечить восторги от увиденного не только для себя, но и для окружающих...
что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено