digital photoscape - цифровая фотография Ежедневный фотограф И это все о них... Это всегда нечто большее Фотошкола молодого бойца...
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола / Подводный клуб /
Правильное снаряжение - залог успеха  
глоссарийкарта сайтапечать

Во время недавнего путешествия на Кокос со мной случилось одно неприятное  происшествие – у меня пропал багаж. Я сдал чемодан со снаряжением в аэропорту Гаваны (столица Кубы), а по прилету в Сан-Хосе (столица Коста-Рики) чемодана в самолете уже не оказалось. Я, конечно, заявил о пропаже в авиакомпанию и мне пообещали, что к вечеру чемодан обязательно найдется. И он нашелся, но уже к исходу вторых суток, что стоило мне немало неприятных минут. Когда я, счастливый, прибыл в аэропорт, чтобы забрать свою пропажу, то обнаружил, что чемодан изрядно "похудел". Много вещей пропало, в том числе и мои ласты. Не хочется никого обвинять, но мои чувства к кубинским камрадам с той поры изрядно охладели.

Итак, я оказался без ласт. Не самая большая проблема для экипажа "SeaHunter" - одного из лучших кораблей, который осуществляет путешествия на Кокос. Мне быстро подобрали другие ласты, даже более модные и эффективные, чем у меня были – ласты с разделенными лопастями. И я не смог отказаться от искушения опробовать эти технологические новинки в деле.

Но вот, все готово к первому погружению и я шагаю в воду, крепко прижимая к себе бокс с фотокамерой. Преимущество новых ласт обнаружилось практически сразу – обычно я немного отстаю от группы, поскольку боксы и расставленные в стороны вспышки создают в воде изрядное сопротивление. Благодаря же новым ластам, мне, даже с камерой на буксире, не составляло труда не отставать от группы. Пока что все шло хорошо.

Cocos School min

Наконец мы добрались до скалы, и я приступил  к фотосъемке. О-о-о-пс! Что-то было совсем не так. Я чувствовал себя удивительно неуклюжим и обнаружил, что мне необычайно тяжело удерживаться на одном месте, даже фотографируя неодушевленный и неподвижный крупный объект. Я решил было, что дело в каком-то течении и посмотрел на других дайверов. Никаких признаков проходящего тут течения или волнения. Единственно, что изменилось – мои новые ласты, но, поскольку я ощущал себя очень стильным парнем, вооруженным по последнему слову современных технологий, то мне как-то не хотелось отказываться от своего нового имиджа.

На следующий день мы ныряли у великолепной подводной остроконечной скалы Акулий Плавник (Shark Fin Rock).  Я высмотрел удивительный план с морскими ежами, лежащими на розовой с красными прожилками скале. Места было достаточно, чтобы сверху в кадр можно было включить дайвера на фоне солнечных лучей, но сам я оказался в весьма непростом положении. Мне нужно было проникнуть в узкую щель и удерживаться на месте легкими загребающими движениями, чтобы не коснуться находящихся поблизости ежей. Рядом не было голой скалы, на которую можно было бы опереться для устойчивости, и только хороший контроль плавучести и точные движения ластами позволили бы мне сделать снимок, не опустившись прямо на колонию морских ежей. Я не предполагал, что столкнусь с какими-то проблемами, ведь я уже отснял немало кадров в точно такой же ситуации.Я приступил к съемке, но опять почувствовал себя неповоротливым, то и дело теряя контроль над движением. Я не мог сосредоточиться на процессе построения кадра, поскольку вся моя энергия уходила на то, чтобы не задеть ежей. Пришлось отказаться от этого кадра и переместиться туда, где моя явно проявившаяся неспособность зависать на месте не играла решающей роли.

Уже в "Зодиаке" меня озарила догадка. Ласты с разделенными лопастями – классная штука, когда нужно просто быстро плыть вперед, но они определенно не отвечают требованиям аккуратного маневрирования и не подходят для подводного фотографа - при легких движениях лопастями, вода просачивается через центральное отверстие в ласте и точный контроль над движением теряется.

На следующий день я сменил эти модные и современные штуки на простые и многократно проверенные обыкновенные ласты и вновь обрел способность управлять своими движениями. Какое же это хорошее ощущение!

 Оптимальное снаряжение для подводного фотографа

Особенность подводной фотографии именно в том, что она, в первую очередь, подводная. И поэтому от снаряжения подводного фотографа требуются такие качества, как эргономичность и эффективность. Ниже я хочу поделиться с вами рядом советов, которые являются результатом моего многолетнего практического опыта в подводной фотографии.

Маска

Золото на голубом [Dmitry Rudakov]
Золото на голубом
Dmitry Rudakov

В фотографии очень многое зависит от зрения. Если вы чего-то не видите, то и не сможете это сфотографировать. Я считаю, что самым необходимым предметом снаряжения подводного фотографа является низкопрофильная маска из черного силикона. Вспомните, как фотограф в мастерской, где вы снимались на паспорт,  накрывал камеру и голову черной материей, чтобы лучи света не попадали на матовое стекло, по которому он наводит резкость. Точно также для подводного фотографа черная маска, прижатая к видоискателю камеры, улучшает контраст и позволяет более точно сфокусироваться на объекте съемки. Пользующиеся большой популярностью маски из прозрачного силикона пропускают слишком много света с боков. Ну и, конечно, забудьте об этих причудливых масках с окошками по бокам! В них ваш глаз окажется слишком далеко от видоискателя, и к тому же они пропускают слишком много лишнего света.

Подводя итоги – черный силикон не пропускает нежелательный свет, а благодаря низкому профилю глаза будут находиться максимально близко к видоискателю во время фокусировки, что также увеличит поле периферийного зрения при слежении за быстро движущимся  объектом.

Дополнительные визуальные приспособления

Для тех, кто носит очки, наиболее удобным вариантом могут оказаться контактные линзы. А тем, чье зрение с возрастом ухудшилось и кому требуются очки для чтения, могут помочь небольшие увеличительные линзы, которые приклеивают в нижней части маски, чтобы можно было прочитать данные на цифровом экране камеры. Более элегантным решением может оказаться изготовление специальной маски с бифокальным стеклом.

В конце концов, не столь важно, насколько хорошо стекло и сам материал маски – ведь если маска постоянно запотевает, то у вас будут проблемы с фотосъемкой. Обязательно обработайте новую маску любым мягким абразивом (на крайний случай – зубной пастой) и перед каждым погружением пользуйтесь надежным средством против запотевания. При отсутствии таких средств - как минимум  два-три смачных плевка. Исключение составляют маски, обработанные специальными составами, которые препятствуют запотеванию маски под водой.

"Мокрые" костюмы

Не будем отвлекаться на "сухие" костюмы, поскольку они – тема для отдельной статьи. Что касается "мокрого" костюма, то даже в тропических водах я бы рекомендовал погружаться в полном костюме из неопрена. Из-за того, что подводному фотографу часто приходится долгое время проводить в одном положении, выжидая, когда объект съемки предоставит ему наилучшую возможность, критическими факторами являются тепло и комфортность. Открытый костюм для дайвинга (шорты и безрукавки) или костюм из полартека могут обеспечить достаточную защиту от холода для обычного дайвера, который постоянно находится в движении, но подводному фотографу необходимо одеваться гораздо теплее. К тому же, полный костюм будет хорошей защитой от ожогов, которые практически неизбежны для всех начинающих фотографов, у которых контроль плавучести еще недостаточно хорош и становится только хуже, когда они концентрируются на управлении фотокамерой.

Компенсатор плавучести

Underwater Flowers [Dmitry Rudakov]
Underwater Flowers
Dmitry Rudakov

Компенсатор плавучести должен быть небольшим и компактным, чтобы его легко было носить, однако в то же время обеспечивать достаточную подъемную силу. Почти все свои погружения я совершаю в тропиках, поэтому использую компенсатор типа "крыло" со множеством надежных колец и карабинов, чтобы можно было пристегивать камеру, фонари и другую полезную мелочевку. Лично мне еще нравится специальный карман на поясе, в который можно быстро и не глядя засунуть защитные крышки с портов моего бокса. Я бы также порекомендовал использовать "октопус" интегрирований вместе с инфлятором, а не обыкновенный, болтающийся сзади на длинном шланге. Чем меньше болтающихся шлангов, тем лучше, особенно когда плаваешь в тесных пещерках или в затонувших кораблях с их узкими люками. Поверьте, у вас будете достаточно других предметов, цепляющихся за все, что попадется.

Груза

Я бы не рекомендовал для начинающих подводных фотографов компенсаторы плавучести с интегрированной грузовой системой. В то время как к преимуществам таких систем относятся удобство и отсутствие отдельного пояса, существенным минусом является тяжесть всего комплекта "баллон/компенсатор плавучести/груза" – обычно этот немалый вес хорошо ощущается, когда нужно поднять его над водой и передать в "зодиак". В случае большого количества погружений с "зодиаков" пояс с грузами будет более предпочтительным – его можно снять в воде и передать члену экипажа, а уже потом – компенсатор плавучести. К тому же при обучении подводной фотографии я не раз наблюдал, как начинающих дайверов, использующих компенсаторы плавучести с интегрированными грузами, постоянно тянет вперед и вниз под весом бокса и вспышек. Пояс же позволяет передвинуть груза на спину и более точно сбалансировать свой центр тяжести. Хотя, сам я плаваю в компенсаторе с интегрированной грузовой системой.  Поэтому использование пояса не догма, а лишь рекомендация для начинающих.

Регулятор

У подводного фотографа, когда дело касается регуляторов, есть лишь несколько специфических требований. Регулятор должен подавать воздух в любом положении, неважно, замерли ли вы на месте, снимая рыбу-клоуна, или гонитесь за китовой акулой. Независимо от того находится ли фотограф в нормальном положении, или вверх ногами, или перевернувшись на спину, он должен быть уверен, что воздух будет вдыхаться без затруднений и что выдыхаемые пузырьки (очень важно!) пойдут в сторону от видоискателя.

Фасон и вид загубника не имеет особого значения - у меня нет никаких сведений в подтверждение мнения, что рыбу может отпугнуть  яркая расцветка или броский дизайн. Но лично  я пользуюсь матовым черным загубником, а уж насколько это помогает в фотографии нужно спросить у моих подводных "моделей".

Подводный компьютер

Подводный компьютер – важный элемент снаряжения любого дайвера, а не только подводного фотографа. Однако из-за того, что в поисках лучших кадров зачастую приходится часто менять глубину погружения, наличие хорошего компьютера становится еще важнее. Мой выбор склоняется в пользу наручного компьютера, который крепится на запястье – тогда не нужно отрывать руку от камеры, чтобы посмотреть на компьютер, болтающийся на конце шланга.

Поскольку в погоне за "шедевром" фотографы довольно часто преступают пределы безопасного дайвинга, компьютер лучше всего установить на самый консервативный алгоритм расчета.

Еще одно предупреждение относительно бесшланговых компьютеров показывающих запас воздуха в баллоне - фотовспышка и процедура ее перезарядки создают помехи, которые могут прерывать нормальное снятие показаний о давлении воздуха таким компьютером. Довольно неприятное чувство, когда ты находишься на большой глубине и всецело поглощен процессом съемки, а потом смотришь на дисплей компьютера и понимаешь, что у тебя нет ни малейшего представления, что он сейчас показывает: то ли воздух кончился, то ли виной всему электрические помехи и нужно просто немного подождать, пока компьютер вернется к нормальной работе. В конце концов, я отказался от такого компьютера и вернулся к проверенному наручному  варианту и механическому манометру для контроля запаса воздуха.

Octopus [Dmitry Rudakov]

На этом мои основные рекомендации по выбору снаряжения для подводной фотографии заканчиваются. Надеюсь, что они помогут вам избежать некоторых проблем под водой. Ну а в следующей статье мы поговорим о выборе главного оборудования для подводной фотографии – бокса и вспышек.


uwcl10-2004

обсудить... (откликов: 0)  

Copyright © 2004-2005. Дмитрий Рудаков
 В следующем номере:
Крылья, ноги... Главное - хвост!
Выбор камеры и бокса для подводной съемки – дело нешуточное. Многообразие существующих моделей предоставляет такую свободу выбора, что следует хорошенько подумать, что же выбрать для себя, ведь вчера устраивали "маленькие, но по три, а сегодня уже большие, но по пять"...
что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено