digital photoscape - цифровая фотография 10 советов начинающим Ежедневный фотограф И это все о них... Это всегда нечто большее
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Фотошкола / Подводный клуб /
Крылья, ноги... Главное - хвост!  
глоссарийкарта сайтапечать
 Часть первая: цифрокомпакты, подводные вспышки и TTL

В предыдущих статьях мы поговорили о преимуществах "цифры" в подводной фотографии, а также о том, как правильно подобрать дайверское снаряжение для занятия этим особым видом творчества. Теперь пришло время поговорить об основном инструменте подводного фотографа – о цифровой камере и боксе для него. Я понимаю, что вам уже надоели эти разговоры и не терпится скорей начать снимать под водой. Потерпите немного - в этой статье я постараюсь описать все, что вам может для этого понадобиться. К сожалению, в рамках этого материала, я не смогу даже упомянуть все существующие камеры и боксы – их слишком много. Поэтому я сфокусируюсь на наиболее популярных и доступных системах для подводной фотографии, а также на особенностях и критериях их выбора.

 Полным полна моя коробочка

Для начала давайте разберемся из чего состоит "система" для подводной фотографии. Системой я буду называть весь комплекс фотографического оборудования, с помощью которого вы сможете запечатлеть все красоты подводного мира. Хотя, если быть очень точным, то от состава и сложности этого комплекса будет зависеть какие именно красоты будут вам доступны, а какие – нет. Безусловно, с возрастанием сложности и цены "системы" будут расти и ваши возможности в подводной фотографии. Но здесь нет абсолютно прямой зависимости. После определенного предела вы начинаете платить уже не столько за возможности, сколько за комфорт и надежность. Поверьте моему опыту – очень дорогая система совсем не означает, что вы сразу начнете снимать шедевры. Хотя, процесс обучения может быть гораздо короче и намного приятнее. Здесь хочется провести аналогию с обучением вождению автомобиля – можно учиться на "копейке", чтобы долго и мучительно крутить руль без гидроусилителя или пытаться поймать сверхжесткое сцепление. А можно сесть в иномарку с автоматической коробкой передач и с первого раза тронуться с места. Конечно, тем кто учился на "копейке" может пригодиться опыт вождения машины с ручной коробкой передач. Как пригодится опыт съемки Nikonos'oм любому подводному фотографу. Но я далек от мысли, что этот опыт является абсолютно необходимым и важным. Есть – хорошо, нет – не страшно. Главное – это желание снимать и любовь к фотографии. А все остальное - дело наживное.

Но вернемся к нашей системе и посмотрим из чего она состоит. Самый простой вариант включает в себя три основных элемента: цифровую камеру, бокс для этой камеры и подводную вспышку (не путать с обыкновенной вспышкой!).  Кроме этого вам понадобятся еще флэш-карты памяти, на которые вы будете снимать, цифровой кошелек, куда вы будете сохранять отснятый материал, синхро-кабель, соединяющий вспышку с камерой и штатив-рука, на котором вспышка будет крепиться к подводному боксу. Если говорить о более сложных системах, то тут добавляются специальные макро и широкоугольные насадки, дополнительные вспышки, пилотный свет, лазер для наведения, дополнительные объективы, порты, видоискатели и много-много других приспособлений, облегчающих и упрощающих жизнь подводного фотографа. Но я убежден, что девяносто процентов подводных сюжетов можно снять и самой простой системой, о которой мы говорили в начале этого абзаца. Поэтому не торопитесь скупать все подводное фотооборудование в ближайшем дайв-магазине – есть множество более эффективных способов избавиться от лишних денег… Яйца Фаберже, например…

 TTL или вручную?
Scenic Reef [Dmitry Rudakov]
Scenic Reef
Dmitry Rudakov

Для того, чтобы вам было понятно, о чем пойдет речь дальше, мне потребуется небольшое отступление. Одним из самых популярных инструментов современной фотографии является измерение освещенности через объектив, технология TTL (от "Through The Lens"), при которой электроника фотокамеры измеряет отраженный свет, падающий на плоскость пленки или матрицы. В идеале TTL позволяет автоматически определять установки диафрагмы, выдержки и мощности вспышки так, чтобы надлежащим образом проэкспонировать снимаемый объект для заданной чувствительности. Технология TTL очень удобна и уже стала стандартом де-факто для современной фототехники, но ее применение для подводной съемки имеет ряд ограничений. Когда снимаемые объекты разнятся по уровню контраста, по отражающей способности или размеру относительно фона, даже самый сложный и умный TTL-процессор может "растеряться". А такие ситуации под водой встречаются гораздо чаще, чем на суше. И тем не менее, управление вспышкой в режиме TTL является для многих подводных фотографов ключом к успеху.  Но с приходом "цифры" ситуация изменилась. Во-первых, не все цифровые камеры поддерживают управление внешней вспышкой в режиме TTL (для встроенных вспышек такой проблемы не существует). Если сказать точнее, тех, которые поддерживают, можно пересчитать на пальцах одной руки. Во-вторых,  для "цифры" TTL уже не является такой насущной необходимостью, как для пленочных камер. Потому что у цифровых камер есть дисплей, на котором можно посмотреть на результат только что снятого кадра и внести необходимые коррекции в экспозицию. Для тех, кто уже снимал под водой с помощью TTL – его отсутствие является достаточно большим дискомфортом при переходе на цифру. Поэтому я собираюсь посвятить этому важному  вопросу одну из следующих статей, а пока хочу констатировать тот факт, что использование внешних вспышек с  TTL управлением в подводной цифровой фотографии ограничено определенными моделями камер. Мой совет – забудьте о TTL, потому что тех средств контроля экспозиции, которые обеспечивает любая цифровая камера, вам будет более чем достаточно, для того чтобы снять хороший кадр даже в самых сложных условиях освещения. Примите это пока как аксиому, а доказательством мы займемся в одной из ближайших статей.

Вернемся к вопросу в заголовке: надо ли стремиться к TTL или можно управлять вспышкой вручную?  Тут вам понадобится собрать все свое гражданское мужество и все-таки ответить на этот вопрос, поскольку без него мы не сможем перейти к следующему пункту – выбору цифровой камеры.

 Сколько нужно мегапикселов для счастья?

Конечно, это не самый главный вопрос при выборе цифровой камеры, но вам, безусловно, хочется знать на него ответ, поскольку нет ни одного обзора или рекламы, где бы злосчастные мегапикселы не упоминались. Поэтому я не буду вас долго мучить и отвечу просто – однозначного ответа не существует. Разочарованы? Есть два подхода к решению этой проблемы: теоретический и практический. Теоретический подход заключается в том, что чем больше – тем лучше. И, хотя, это достаточно большое упрощение – безусловно, в этом есть определенный смысл. На этом можно было бы и остановиться. Но, к сожалению, существует еще одна зависимость: чем больше – тем дороже. И тут мы снова возвращаемся к первому вопросу, но с небольшим уточнением: а сколько нужно, чтобы было хорошо и не переплачивать лишнего? В этом случае придется использовать практический подход. А этот подход требует сначала определить то, что вы будете делать с вашими снимками. Если, например, вы собираетесь смотреть их только на компьютере или печатать размером 10х15, то вас вполне устроит 3-х мегапикселная камера. Если ваши амбиции простираются дальше формата 10х15, то трех мегапикселов может оказаться маловато. Зато пять мегапикселов - будет в самый раз. Их вам хватит до формата 20х30 сантиметров. А потом снова придется поднимать планку.

Clownfish in Green [Dmitry Rudakov]
Clownfish in Green
Dmitry Rudakov

Если вам интересно, до какого предела эту планку можно поднимать, то я могу удовлетворить ваше любопытство: в настоящий момент существует камера с разрешением 17 мегапикселов, которую можно брать под воду. Конечно, существуют еще цифровые задники для среднеформатных камер с разрешением 22 мегапиксела, но боксы для них можно сделать только под заказ. И потом не каждый человек сможет выдержать стресс от погружения под воду с комплексом, превосходящим по стоимости новый "Мерседес". Тут требуются действительно стальные нервы.


Опустимся с заоблачных вершин к суровой реальности. Для большинства снимающих под водой самым оптимальным вариантом будет цифровой компакт (в просторечии – цифромыльница) с разрешением пять мегапикселов или  цифровая "зеркалка" с разрешением шесть мегапикселов. Между двумя этими вариантами есть серьезное различие – как по цене, так и по возможностям.

Но давайте сначала поговорим о цифромыльницах, как о более доступном и распространенном варианте. А во второй части этой статьи (в следующем номере) я подробно остановлюсь на варианте цифровых "зеркалок".

Canon S60_75
Canon PowerShot S60

Цифровые компакты достаточно малы и идеально подходят для тех, кто не собирается осложнять свою жизнь и процесс дайвинга ношением тяжелого фотографического оборудования. Даже помещенная в бокс, такая камера легко умещается в кармане BCD, откуда ее удобно доставать и куда ее легко можно убрать, когда фотографическое настроение вдруг ушло. При покупке цифровой камеры необходимо в первую очередь выяснить, существует ли подводный бокс для этой модели. К сожалению, далеко не для всех моделей производятся подводные боксы. Я рекомендую обратить вам внимание на камеры Nikon Coolpix 5400, Canon PowerShot S60 и Olympus C-5060 Zoom. Все эти камеры имеют разрешение 5 мегапикселов и прекрасно подходят для подводной съемки. Для PowerShot S60 подводный бокс производится только компанией Canon, а для Coolpix 5400 и Olympus C-5060 существует даже небольшой выбор боксов от разных производителей, отличающихся как по цене, так и по функциональным возможностям.

nikon_5400_75
Nikon Coolpix 5400

Все рекомендуемые мною аппараты достаточно просты в обращении, какими и должны быть "цифромыльницы". Чтобы начать снимать любым из них, можно даже не читать инструкцию (тем не менее я вам настоятельно рекомендую это сделать). Еще одним важным фактором при выборе камеры является наличие специальных насадок для съемки широким углом или макросъемки. Применение макронасадок позволит вам приблизиться к объекту на расстояние нескольких сантиметров. А под водой это достаточно актуально, поскольку за исключением редких мант или китовых акул, большая часть интересных объектов намного меньше перочинного ножа, и вам, чтобы заполнить кадр, нужно будет максимально приблизиться к ним.  Более подробная информация о рекомендуемых камерах и боксах приведена в таблице, которую вы можете найти в конце статьи.

 Да будет свет!

Перед тем как мы углубимся в вопрос выбора вспышек для подводной фотографии, давайте посмотрим на то, как свет ведет себя под водой. Вода обладает неприятным для фотографа свойством поглощать "теплые" цвета (красный, желтый) прямо пропорционально расстоянию до объекта съемки. То есть, чем дальше от вас находится снимаемый объект, тем меньше "теплых" цветов на нем вы сможете  различить. После определенного расстояния все объекты становятся просто синими или зелеными – в зависимости от цвета воды. Даже кристально чистая вода  тропических морей создает эффект сильнейшего синего фильтра, надетого на ваш объектив.

Как избежать влияния этого "всеобъемлющего голубого фильтра" под водой? Первое и главное правило: нужно подойти (в смысле, подплыть) к объекту съемки настолько  близко, насколько это возможно. Простая физика: чем меньше столб воды, разделяющий объектив фотоаппарата и снимаемый объект, тем меньше света будет поглощено и рассеяно на  пути. Вторая половинка "секрета" подводной фотографии – это применение вспышки. Только вспышка может восстановить те цвета, которые безжалостно поглощаются толщей  воды. Именно поэтому применение вспышки в подводной фотографии является почти обязательным: только одна категория снимков – силуэтная съемка против солнца -  позволяет обходиться без вспышки.

Sun Burst [Dmitry Rudakov]
Sun Burst
Dmitry Rudakov

Научиться правильно пользоваться вспышкой в подводной фотографии достаточно непросто – этот процесс требует терпения, а умение приходит путем проб и ошибок. Но в цифровой фотографии этот путь намного короче и эффективнее, поскольку снимающий имеет возможность мгновенно контролировать результат и вносить изменения в работу вспышки и ее расположение. Существуют несколько вариантов применения вспышки под водой. Давайте рассмотрим их подробно:

Встроенная вспышка: это самый простой и надежный способ работы со вспышкой, поскольку она полностью управляется камерой. К сожалению, на этом все преимущества данного метода заканчиваются и начинаются недостатки. Внутренняя вспышка обычно достаточно слаба и не обладает широким углом рассеивания. Поэтому про широкоугольные снимки можно просто забыть, а для съемки крупным планом придется подходить на достаточно близкое расстояние, что не так уж и плохо для подводной фотографии. Но поскольку вспышка закреплена на камере фронтально, то вы получите максимальное отражение от взвеси в воде, что приведет к многочисленным белым точкам на ваших фотографиях.

Внешняя вспышка с синхронизацией по кабелю: Некоторые камеры имеют разъем для подключения внешней вспышки и через специальный разъем в боксе вы имеете возможность подключить внешнюю амфибийную вспышку с помощью синхро-кабеля. Если камера поддерживает управление внешней вспышкой в режиме  TTL, то такая система работает практически так же, как и со внутренней вспышкой. С той лишь разницей, что вы может управлять положением и направлением потока света, а также получаете гораздо большую мощность и угол рассеяния. Если камера не поддерживает TTL для внешней вспышки,  то с помощью синхро-кабеля она все равно сможет поджигать внешнюю вспышку, а управлять мощностью излучаемого света фотографу придется вручную. Большинство  современных подводных вспышек имеет многоступенчатое управление излучаемой мощностью.

Внешняя вспышка с синхронизацией по встроенной вспышке:  Основная масса цифровых компактов вообще не использует TTL технологию для управления мощностью своей вспышки. Вместо этого они делают серию коротких "предвспышек" и, на основании измеренной в этот момент информации, устанавливают требуемую мощность и продолжительность базовой вспышки. Обычно такие камеры не имеют разъема или "горячего башмака" для подключения внешней вспышки. В этом случае внешняя вспышка может быть использована в режиме "slave" (дословно – раб) – когда специальный сенсор во внешней вспышке  улавливает импульс света от встроенной вспышки камеры и дает команду на синхронное срабатывание. Но этот способ обладает существенными недостатками. Поскольку камера делает серию "предвспышек" для определения мощности встроенной вспышки, то это безусловно вызывает срабатывание внешней вспышки раньше времени.

Некоторые компании адаптировали свои подводные вспышки к такому поведению цифровых компактов. Например, компания Ikelite создала специальный TTL сенсор, который может отличить серию "предвспышек" и адекватно на нее отреагировать такой же серией от внешней вспышки. Камера "считывает" данные об освещенности объекта съемки, рассчитывает требуемую мощность, длительность импульса и спускает затвор. Сенсор опять реагирует на встроенную вспышку и теперь выдает световой импульс требуемой мощности.

Другим методом решения этой проблемы является простое игнорирование серии "предвспышек". По этому пути пошли инженеры компании Sea & Sea. Их вспышка  YS-90 DX  специально предназначена для подводной съемки с цифровыми камерами. Она не только умеет "игнорировать" измерительные импульсы от встроенной вспышки, но и имеет 12-ти ступенчатую регулировку собственной мощности, что позволяет не меняя расположения вспышки быстро и точно подобрать режим ее работы для конкретных условий съемки. Вообще вспышка YS-90 DX является одной из лучших в своем классе, обладая кроме перечисленного выше возможностью синхронизации по кабелю, небольшим весом и разумной ценой. Рекомендую обратить на нее пристальное внимание.

Еще одна особенность "slave" синхронизации заключается в том, что если внешняя вспышка оказывается расположенной вне зоны действия света от встроенной вспышки (например, сзади камеры), то ослабленный импульс может и не вызвать срабатывания. Эту проблему обычно  решают с помощью световых (оптических) кабелей. Такой кабель представляет из себя обыкновенный световод один конец которого крепится на встроенную вспышку камеры, а другой к светочувствительному сенсору внешней вспышки.

Вопрос выбора вспышки и ее подключения к камере является очень важным для подводной фотографии и мы еще обязательно вернемся к обсуждению этой темы.

 Продолжение следует…
Super Macro [Dmitry Rudakov]

Итак, мы обсудили критерии выбора цифровых компактов, боксов и вспышек для подводной фотографии.
В следующей статье мы продолжим эту тему и поговорим о цифровых "зеркалках", объективах, "цифровых кошельках" и других, не менее важных, инструментах цифровой фотографии.

А пока изучайте таблицы с параметрами камер и боксов и резервируйте места на дайвинг-сафари – приближается пора практических занятий…


Камера

Canon PowerShot S60 Nikon Coolpix 5400 Olympus C-5060 Zoom
Матрица 5.2 млн. пикселов 5.2 млн. пикселов 5.2 млн. пикселов
Объектив 28 - 100 мм (эквивалент) 28 - 116 мм (эквивалент) 27 - 110 мм (эквивалент)
Минимальный диапазон фокусировки 4 см 1 см 3 см
Вес 230 гр 380 гр 480 гр
Подключение внешней вспышки нет есть есть, "горячий башмак"
Цена * $480 $530 $480
Бокс Canon WP-DC40 Ikelite 6194 Olympus PT-020
Материал Поликарбонат Поликарбонат Поликарбонат
Глубина 40 м 60 м 40 м
Разъем для вспышки Нет есть есть
Вес 520 гр 2.7 кг 450 гр
Цена * $250 $795 $290
Вспышка Sea&Sea YS-90 DX Ikelite DS-125 FL-20 + бокс PFL-01
Ведущее число 22 32 20
Питание 4 батареи АА Ni-Cad батарея 2 батареи АА
Вес 720 гр 1,25 кг 400 гр (74  + 325)
Подключение Кабель, режим "slave" Кабель, режим "slave" с помощью дополнит. сенсора Только кабель
Цена * $700 $940 $320 (115 + 205)
Общая стоимость системы ** $1430 $2265 $1090

* все цены приведены ориентировочно
** данные системы скомплектованы достаточно условно. Например, с Nikon Coolpix 5400 можно использовать вспышку Sea&Sea YS-90 DX, а для Olympus C-5060 Zoom есть другие боксы (например от Ikelite или Light & Motion). Я просто хотел привести практические варианты комплектации и их цены.

uwcl11-2004

обсудить... (откликов: 2)  

Copyright © 2004-2005. Дмитрий Рудаков
 В следующем номере:
Крылья, ноги... Главное - хвост! (Продолжение)
Лучшее – враг хорошего. Когда параметры цифромыльниц уже явно не устраивают, на помощь приходят цифрозеркалки. Что же заставляет нас закрывать глаза на увеличение стоимости оборудования? Судя по всему, расширение возможностей для творчества....
что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено