digital photoscape - цифровая фотография Барака – фильм для фотографов Немного о шумах... Лень – двигатель прогресса... Служба профилирования Digital Photoscape
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop /
Adobe Lightroom с претензией на объективность  
глоссарийкарта сайтапечать

Как говорили классики: главное в нашем деле — это учет и контроль. Именно учет и контроль того несметного множества снимков, которое позволяет сделать нам цифровая фотография. Раньше было проще. Нет, конечно, были и рулончики негативов в баночках из-под пленки, и штабели запыленных фотоальбомов с пожелтевшими фотографиями, выскальзывающими на пол, когда мы тянулись за ними на антресоли, и были еще ночи, проведенные в ванных комнатах, пропитанных кисловатыми запахами фотохимикатов…

 Часть первая, патетическая

Все это было, но вот пришла эра цифровой фотографии, и те темные комнаты, в которых проводили свободное время энтузиасты, увлеченные проявкой отснятых пленок и печатью шедевров, привезенных из отпусков, уступили место технологиям, вовсе не требующим наличия слабо светящего фонаря с красным или буро-зеленым фильтром для черно-белой или цветной фотопечати. Комнаты стали светлые, чистые, с большими окнами и немаленькими мониторами, но мы почему-то все так же сидим, прильнув к светящимся окошкам экранов, и перебираем свои воспоминания. Что?Мусор вынести. Ну иду, иду…

О чем бишь я? А! О светлых комнатах… Ну да, именно так называется новый продукт известной на весь мир компании, которая если уж за что-то берется, то будьте уверены, она свое дело знает. Я имею в виду компанию Adobe Systems, знаменитую многими программными решениями, среди которых первое по важности место занимает Photoshop.

Про работу с ним написаны сотни книг, проводятся семинары и обучающие курсы, выходят специальные журналы, колонки в различных онлайн-изданиях, ему даже посвящена ежегодная выставка. Все только для Photoshop и связанных с ним продуктов. И вот, что-то новенькое. И новенькое это очень сильно напоминает продукцию другой, не менее известной компании.

Речь, конечно, идет об Apple и ее Aperture. Фирма Adobe решила ответить Apple, а что из этой затеи вышло, мы сейчас посмотрим. Точнее, выйдет, поскольку передо мной всего лишь третья бета-версия Lightroom. Правда, в отличие от Aperture, она работает не только под операционной системой Apple Mac OS Х, но и под Windows. В дальнейшем мне периодически придется сравнивать эти две так похожие друг на друга программы.

Lightroom можно свободно загрузить с сайта Adobe Systems и использовать в ознакомительных целях. Все заинтересовавшиеся фактически примут участие в испытаниях и (косвенно) в разработке будущего коммерческого продукта. Текущая „бета“ будет работать до 30 января 2007 года.

1_common

А вообще, зачем оно нам надо? Что, Photoshop мало? Но ведь и профессиональному фотографу, и любителю нужна программа для быстрой и эффективной обработки и каталогизации снимков, сделанных хорошей камерой, которые нуждаются в минимальной коррекции; у него нет времени, чтобы колдовать в Photoshopе со слоями и разными кривыми.

Главное и общее в обеих программах — это недеструктивная работа с RAW-файлами. Формат RAW (электронный слайд) уже давно всеми любим, но для повседневной работы людям, еще не очень привыкшим ко всяким конвертерам, использовать его тяжеловато. К тому же форматы эти разные — у каждого производителя камер свой. Adobe занимается продвижением универсального RAW-формата — DNG (циф- рового негатива). Так что еще одна из функций Adobe Lightroom — создание DNG-дублей из RAW-файлов.

Главное программа берет на себя. Это тот набор действий, которым пользуется каждый фотограф:

  1. Создание и поддержание базы изображений с возможностью быстрого и удобного поиска, назначения рейтинга, тематического деления и доступа к исходным файлам.
  2. Обработка изображений фильтрами и кривыми, обрезка их, борьба с шумом.
  3. Пакетная обработка в определенном привычном стиле (черно-белые, тонированные фотографии, фотографии для Интернета, фотографии для печати в форматах TIFF/JPEG и т.п.).
  4. Создание подборок снимков на рабочем столе“ (подобных подборкам слайдов на просмотровом столике) для использования их в качестве презента- ций или иллюстративной части публикуемых проектов.
  5. Управление „печатью“ и другими способами публикаций (веб-галереи, PDF-альбомы).

Программа была представлена в рамках выставки Macworld в Сан-Франциско в январе нынешнего года. В компании Adobe отмечают, что варианты Lightroom для Mac OS и Windows построены на одном ядре, однако на текущем этапе отличаются набором функций. В перспективе функциональность обеих версий должна стать идентичной. Главное преимущество Lightroom состоит в том, что она работает на достаточно слабых „маках“. Aperture в этом смысле более капризная барышня и рекомендует иметь G5. Ну а у тех, кто работает под управлением Windows, вообще выбора нет. Хотя, надо заметить, под Windows софт работает очень медленно. Причем я проверял на нескольких разных и довольно мощных компьютерах. Надеюсь, что эту проблему решат, а пока что можно только рекомендовать снять галочку в меню настроек Build thumbnails in background.На iMac G5, напротив, все просто летает. Кстати, недавно стало известно, что компания Adobe купила Pixmantec ApS, датского разработчика специального программного обеспечения для обработки цифровых фотографий. Таким образом Adobe желает расширить возможности профессионального фотоменеджера Lightroom по работе с форматом RAW за счет продукта RawShooter, принадлежащего Pixmantec. По условиям сделки рабочая среда и технологии обработки изображений RawShooter будут интегрированы в программный продукт Adobe.

 Часть вторая, практическая
9_smallcommon

Итак, что же мы имеем с гуся? На мониторе мы видим окно, отображающее миниатюры или кадры в полном размере и обрамленное сверху, снизу и по бокам различными панелями инструментов. Однако заметим: освоить Lightroom гораздо проще, чем Aperture. Программа имеет четыре основных раздела.

 

 

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ — LIBRARY

То есть библиотека изображений. Это командный пункт работы с нашими фотографиями.

Для работы с библиотеками Adobe создал свою систему — аналог Smart Folders, с которыми работает Aperture. При умелом использовании метаданных файла можно работать с Library так же, как и со Spotlight. А можно просто просматривать превью.

При первом запуске программы Рабочий стол остается девственно чистым. Так что сначала мы импортируем снимки. Выбираем в меню File > Import нужную исходную папку с файлами. В подменю указываем, будут ли структурированы группы файлов при отображении их в базе данных на подгруппы и (если да) по дате или названию папки, в которой они изначально находились.

Ко всем изображениям, которые импортируются в базу Adobe Lightroom, можно применить автоматическую обработку заголовков Creator и IPTC или настройки обработки изображений Develop Settings, изначально заложенные в программу (ч/б, тонирование, гамма-коррекция и другие). Импортируемые изображения можно предварительно просмотреть в диалоге и исключить нежелательные.

Не забудьте отметить свои работы метаданными. Это не только является признаком профессионального подхода, но и помогает мгновенно найти нужное фото по ключевому слову. Поиск снимков организован в программе очень неплохо (правда, у конкурента еще лучше).

Импортируемые изображения группируются в папки „фотосессий“ — Shoot. Имя „фотосессии“ либо назначается вами, либо остается тем же, что было у папки с исходными файлами. Можно задать и ключевые слова для всех файлов этой „фотосессии“ с целью упрощения последующего их поиска.

Если в процессе импорта названия файлов изменялись по некоторому заданному правилу, то можно переопределить название конкретного файла (поле Custom Name). После того как все предварительные настройки будут выполнены, надо нажать на кнопку Import и подождать, пока будет сгенерирована „фотосессия“ — Shoot для отобранных папок и файлов. Все свободны, перекур.

Программа позволяет сохранять информацию о коррекции в том же месте, где размещены исходные файлы, если вы укажете, что нужно создавать XMP-файлы.

„Адобовскому“ детищу, в отличие от продукта „яблочного“, надо зачесть в плюсы то, что исходные „сырые“ снимки остаются (по вашему желанию) на своих местах, в том числе и на CD, а не импортируются целиком в библиотеку. Программа хранит только ссылки и миниатюры, что оставляет гораздо больше места на диске.

Для выполнения необходимых предварительных настроек программы, разумеется, нужно выбрать меню „Предварительные установки“ (Preferences). А теперь, после импорта изображений в библиотеку и указания настроек программы, давайте посмотрим, из чего состоит интерфейс Library:

  1. Окно просмотра нескольких файлов или одного файла в масштабе окна, масштабе 1:1 или 4:1.
  2. Окно структуры архива и работы с метаданными (слева).
  3. Окно коррекции и просмотра превью с гистограммой (справа).
  4. Полоса прокрутки ленты слайдов (снизу).
2_common

Для удобства работы „лишние“ элементы меню относительно главной части Рабочего стола можно спрятать, нажав на кнопочки по бокам или воспользовавшись горячими клавишами. Нажав на клавиатуре „f“, вы развернете программу на весь экран. Главное окно просмотра фотографий очищается от боковых меню нажатием на Tab и работает в одном из трех режимов. Во-первых, это pежим отображения набора из многих снимков Grid (размер миниатюр настраивается слайдером) или отдельного изображения в требуемом масштабе (масштаб окна, 1:1, 4:1). Дважды кликнув по миниатюре, можно вызвать снимок на экран целиком, попав в режим лупы. Еще есть режим срав- нения нескольких выделенных изображений.

3_common

И здесь происходит странная вещь в сравнении с Aperture — можно сравнивать только снимки в полном размере. Никак не получится сравнить фрагменты и синхронизировать положение точки просмотра для нескольких работ, так что, если ваши снимки различаются мелочами, а не сюжетом, для чего, собственно, сравнение и необходимо, то вам понадобится монитор огромного размера, иначе ничего не получится.

В главном окне просмотра можно определять рейтинг фотографии в попугаях (звездочках), выбирать несколько снимков для создания Quick Collection, чтобы потом, например, применить к ним одинаковые настройки обработки или отправить их в слайд-шоу.

4_common

Изображения можно поворачивать на угол 90 градусов, для чего предусмотрены кнопки в левом и правом нижних углах миниатюр. Нажатие на правую кнопку мыши вызывает контекстное меню для выбранного изображения. Для работы собственно с архивом фотографий слева находится панель. Каждую из закладок можно сворачивать и разворачивать, нажимая кнопку-„лесенку“ в левой верхней части панели „Закладки“.

Нажатие на них показывает в основном центральном окне программы все фотографии, импортированные в библиотеку, или только последние — или фотографии, помеченные для „быстрого доступа“ (Quick Collection). Справа от кнопок — числа, указывающие на количество изображений в соответствующем разделе архива.

5_photolibrary

Следующая панель — Library Filters.

С ее помощью можно быстро отфильтровать снимки, содержащие в метаданных ключевые слова. Как нету? Помните, мы же предупреждали вначале, при импорте. Ну да ничего, лучше поздно, чем никогда.

Для того чтобы восполнить этот пробел, воспользуйтесь закладкой Keywords. Она предназначена для работы с ключевыми словами. Нажатие на „+“ справа вверху закладки вызывает диалог создания ключевого слова или названия подкаталога ключевых слов.

Ключевые слова помещаются в подкаталог простым перетаскиванием с помощью мышки. Однократное нажатие на ключевое слово приводит фильтрации, и в окне просмотра остаются только снимки, которым вы присвоили это ключевое слово.

Перетаскивать ключевые слова можно в центральное окно просмотра сразу на несколько выбранных изображений, а вот на изображения на ленте внизу Filmstrip — нельзя. Кроме перетаскивания ключевых слов на миниатюры, можем поступить и наоборот — перетаскивать миниатюры как поштучно, так и пачками на ключевое слово. Так даже удобнее, так как случайное нажатие на ключевое слово не приведет к срабатыванию фильтра.

Кстати, в меню Library есть пункты Import и Export Keywords, с помощью которых удобно создавать списки ключевых слов, просто импортируя их из текстового файла (написав каждое слово в новой строке), или переносить списки ключевых слов в другую программу или на другой компьютер. Еще можно кликнуть по надписи в правом верхнем углу и узнать, чем занята программа в настоящий момент.

6_quickdevelop

И опять проигрыш в сравнении с Aperture — никак нельзя проводить сортировку по нескольким пара- метрам, в том числе, к примеру, по параметрам из EXIF-заголовка (ISO, выдержка, объектив, дата). Или все не так, как кажется, потому что кажется не так? Не знаю…

Правое окно служит для управления масштабом просмотра и навигации по полю изображения, просмотра гистограммы, общей коррекции изображения, просмотра и ввода ключевых слов и просмотра метаданных. При обработке можно пользоваться набором заготовок — Preset. При коррекции в качестве предварительной обработки вы можете менять баланс белого, яркость, контраст и насыщенность, а также кадрировать снимок.

А что делать, если я захочу перенести настройки изображения от одного к другому? Вот для этого служит панель синхронизации. Настройки можно копировать, а потом применять и к нескольким снимкам сразу. Когда вы сочтете, что снимки подготовлены должным образом, и захотите их куда-то переместить или отнести печатать в лабораторию, нужно будет воспользоваться меню File > Export.

В меню выбираем место сохранения, имя с возможностью добавления инкремента, формат, размер, цветовое пространство и глубину цвета, разрешение печати. Экспортировать можно как одну, так и несколько отобранных работ.

СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ — DEVELOP (ПРОЯВКА)

11_common

Здесь мы доводим до ума то, что отсняли. Эта часть программы не менее важна, чем Library. Помимо основных настроек (баланса, диапазона, тона и настройки светов при помощи кривых), здесь есть настройки HSL с допустимым отклонением цвета, инструмент, задающий тон черно-белым изображениям, и инструмент, помогающий изменить цвет фотографии.

Большим плюсом является возможность создать из настроек профиль и разом применить его к любому количеству фотографий. Причем нужно заметить, что у Adobe этот модуль программы разработан более тщательно, чем у конкурента.

Для меня как раз это явилось решающим фактором для работы именно с Lightroom. Более того, при обработке снимков сам набор функций Develop подсказывает следующий шаг, и вы последовательно проходите все этапы работы с изображением. В целом он очень похож на Adobe Camera Raw и использует тот же движок.

К сожалению, в программе отсутствуют инструменты Stamp и Healing Brush, без коих трудно представить себе удаление пыли и мелких дефектов снимка. За ними придется обращаться в Photoshop. А вот это как раз реализовано легко, достаточно нажать Ctrl + E — и вуаля, мы в Photoshop. Причем после редактирования снимок возвращается обратно в коллекцию дубликатом.

В режиме редактирования окно программы делится на три основные части. Слева — окно предварительного просмотра с панелью стандартных заготовок обработки изображения (Presets, History), справа — панель основных слайдеров для коррекции снимка, по центру — само изображение. Если навести курсор на строку „заготовок“ в левом окне Presets, в окне навигации в той же панели мгновенно отображается результат применения заготовки к изображению в виде миниатюры.

Внизу главного окна есть кнопки, позволяющие вывести на экран сравнение „до“ и „после“. Они служат для того, чтобы применить сделанные настройки и продолжить коррекцию дальше или сбросить текущие шаги настройки и вернуться к исходному состоянию, причем масштаб сравниваемых изображений можно изменять.

Также для возврата к одному из предыдущих состояний можно воспользоваться инструментом History. При переводе курсора с одной строчки истории на другую в окне предпросмотра будет отображаться ваш снимок на соответствующей стадии обработки. Справа внизу главного окна находится пипетка коррекции „баланса белого цвета“.

Этому же посвящен первый раздел правой панели Basic. Далее следует блок коррекции экспозиции в светах и тенях, причем, как и в Adobe Camera Raw, удерживая Alt, можно видеть вылет части пикселей, составляющих изображение, за пределы зон светов и теней.

Регуляторы яркости и контраста синхронизированы с регуляторами в следующем разделе — Tone Curve (коррекция тона). Фоном кривой служит гистограмма, полученная на предыдущем этапе редактирования.

Работа с кривой осуществляется с помощью слайдеров диапазона светов (Highlights), средних тонов (Midtones) и теней (Shadows). Точки границ диапазонов светов и теней обозначены внизу проекции гистограммы, и их можно перемещать.

Если еще при этом одновременно удерживать клавишу Alt, в окне просмотра отобразится диапазон, попадающий в зону регулировки, и можно будет визуально определить, какая часть изображения будет корректироваться. Также для пущей наглядности можно кликнуть по надписям слева и справа внизу окна гистограммы Shadows и Highlights. Переэкспонированные и недоэкспонированные области окрасятся в яркие цвета.

Регуляторы изменения „кривизны“ кривой (о как сказанул!) группируются попарно: один для изменения „светлоты“ (Luminance или Brightness), другой для изменения зоны воздействия в зависимости от удаления до точки маркера поддиапазона (Compression).

Чем меньше величина параметра Compression, тем к более узкому диапазону применяется изменение, кривая при этом становится круче. И наоборот. Для быстрого изменения настроек кривой можно загрузить одну из четырех стандартных кривых из набора пресетов. Такой способ работы с корректирующей кривой, придуманный командой Adobe, невероятно нагляден и интуитивен.

С помощью инструментов следующего раздела Crop&Straighten можно кадрировать и поворачивать изображение, но дергать за слайдер, отвечающий за поворот картинки, мне показалось неудобным. Гораздо проще нажать на кнопку Crop, перенести курсор за пределы изображения и поворачивать кадр именно таким образом.

При этом способе появляется вспомогательная сетка, по которой легко выровнять изображение, а при перемещении рамок, ограничивающих снимок, возникает дополнительная сетка, делящая снимок на зоны интереса. Чертовски полезная штучка оказалась.

На очереди блок, служащий для конвертации цветного изображения в черно-белое. Он так и называется — Grayscale Mixer. Это мой любимый инструмент в Lightroom. Реализован он блестяще. С его помощью вы получае- те полный контроль над конвертацией изображения в ч/б.

До появления Lightroom я пользовался плагином для Photoshop Convert To B&W Pro, и был им очень доволен. Теперь Grayscale Mixer предоставляет совершенно потрясающие возможности, особенно если его использовать совместно с блоком HSL Color Toning. Например, легко вытягиваются снимки с плохо экспонированным небом. Давайте для наглядности возьмем какой-нибудь „убитый“ снимок. Та-ак, поищем… вот он!

Сначала просто ставим галочку в „авто“. Потом затемняем голубые и синие цвета, одновременно осветляя желтые и зеленые. И далее в балансе белого уменьшаем цветовую температуру. О чудо! Недоэкспонированное, как нам казалось, небо тут как тут. Кто сказал, что чудес не бывает? И положите на место поляризационный фильтр. Он вам больше не понадобится.

Закончив обработку в этом разделе, плавно переходим к вирированию нашей фотографии. Вы не знаете, что такое вирирование? Счастливчик. Никогда не знаешь, насколько вовремя ты вытащишь снимок из раствора виража, и что получится в результате.

14_common

Ну и неважно, теперь это все равно называется тонированием, или, точнее, раздельным тонированием Split Toning. Тут все довольно просто: раздельно меняется цвет и насыщенность светов и теней. Кстати, такая технология помогает и при коррекции цветных снимков: можно устранить нежелательный оттенок в светах или тенях, можно наоборот, изменить баланс белого, добавив, к примеру, вечерним светам теплый оттенок.

Следующий, очень важный блок обработки HSL Color Toning включает в себя инструменты управления цветом.

Первая его часть — это поканальное перемещение цветов R, Y, G, C, B, M между соседями по цветовому кругу. Следующая часть блока управляет насыщенностью каждого из этих цветов по отдельности. И последняя группа слайдеров отвечает за яркость каждого из них.

В результате получается потрясающий инструмент, с помощью которого можно творить чудеса, правда, над ними все-таки тоже надо работать. Единственное, чего не хватает для полного счастья, так это управления цветом в цветовом пространстве Lab Color. Нечто подобное реализовано в заме- чательном плагине для Photoshop — Curvemeister.

Следующие три блока напрямую пересекаются с Adobe Camera Raw, и тут нам уже все знакомо. Но надо отметить, что по наследству в раздел Detail перешла та же проблема, что была в конвертере Photoshop, — некоррек-тно работающее повышение резкости (слайдер Sharpness). Для ускорения процесса им, конечно, можно пользоваться, но я бы рекомендовал сдвигать его влево до нуля и повышать резкость уже непосредственно инструментами Photoshop.

Удобство подхода, реализованного в Develop, состоит в том, что для коррекции изображения можно использовать одновременно все инструменты, сразу наблюдая за результатом.

15_16_common

СЛЕДУЮЩИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ — SLIDESHOW

Он служит для создания презентаций и позволяет, выбрав снимки из коллекции с помощью ленты слайдов Filmstrip, расположенной снизу, и удерживая Ctrl или Shift (или с помощью Quick Collection), выложить их на Рабочий стол. Дальше задаются масштаб, цвет обводки и тени, отбрасываемые снимком на фон, цвет которого можно менять (также вы можете заменить его на фотографию из архива).

Итак, нажимаем на кнопку Play и наслаждаемся. Длительность показа отдельного слайда и время перехода от картинки к картинке настраиваютсяслайдерами из группы Playback Settings. Можно еще включить режим случайной смены кадров.

Вывод готовой презентации осуществляется нажатием на кнопку Export в форматы PDF, HTML, Flash, но только при работе под Mac OS X. Почему-то в бета-версии под Windows можно выкидывать результат только в PDF.

17_common

Последний блок отвечает за вывод изображений на печать. Он так и называется Print.

С его помощью создаются макеты страниц, выбирается принтер, происходит управление его настройками, повышается резкость отпечатка, а также указывается, кто будет управлять цветом — драйвер принтера (Managed by Printer) или Adobe Lightroom (Other) с использованием профилей бумаги. Также присутствует возможность применять заготовки, часть из которых уже сделана.

18_common
 Вместо заключения

В темной душной комнате, где, пытаясь что-то рассмотреть при тусклом свете фонаря и портя себе глаза, энтузиасты печатали фотографии, мы стали свидетелями новых светлых технологий. Время летит быстро. Камеры становятся меньше, а матрицы все больше. Мониторы показывают все лучше, мы уже не скрючиваемся за столом, вглядываясь в выпуклый 15-дюймовый экран, а гордо наслаждаемся своими работами на больших современных дисплеях.

Да, именно наслаждение вызывает работа с Adobe Lightroom и Aperture. До выхода этих программ, рассматривая импортированные фотосессии с помощью Adobe Bridge, я выбрасывал в корзину большее количество своих снимков, не исправляя многие и многие мелочи.

Apple была первой компанией, задавшей стандарт в работе с RAW-файлами таким образом, как будто мы тасуем слайды на световом столе. Каким бы преобразованиям мы ни подвергали наши снимки, оригиналы останутся неизменными.

Инициативу подхватил Adobe, и трудно выбрать, кто лучше из этой пары. Пароход — хорошо! Раздел работы с архивом и поиск снимков в базе у Aperture реализован гораздо лучше и грамотнее. Паровоз — хорошо! Напротив, у Lightroom необычайно удобен раздел Develop — основная цвето- коррекция и обработка снимка. Так где же те олени-то? Кого выбрать? Наверное, покажет только время. Пройдут первые страсти, выйдет очередное обновление у Aperture, приуроченное, кстати, к открытию выставки Photokina 2006. Появится финальная версия у Adobe, и тогда можно уже будет что-то выбрать по вкусу. В любом случае от этой конкурентной борьбы выиграет конечный пользователь, то есть мы с вами.

Так, с выходом бета-версии Lightroom мгновенно упала цена у Apple. Скорее всего, программы будут двигаться параллельными курсами, постепенно сближаясь. Ждать, по-видимому, осталось недолго.

Данная статья была опубликована в журнале Digital Photo. Мастерская.

Copyright © Александр Гуткин. 2006 г.
обсудить... (откликов: 15)  

что это? )
что это? )


Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено