digital photoscape - цифровая фотография Работа с RAW файлами Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии Куда поехать с фотоаппаратом Выбираем CRT монитор
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop / Кофейная гуща /
Замешаем тесто покруче...  
глоссарийкарта сайтапечать

Итак, продолжаем наш бесконечный сериал о режимах смешивания. Для тех, кто только сейчас переключился на наш канал, я изложу краткое содержание предыдущих серий: мы изучали, как с помощью режимов смешивания можно сделать с фотографией абсолютно любую коррекцию - изменить контраст, яркость, насыщенность, усилить резкость, создать эффект софт-фильтра и многое, многое другое. Попутно мы научились делать девушкам приятно и бороться с эффектом обратного рассеивания при подводной съемке. Мы даже сдали экзамен на поиски смысла жизни... Эй! Вы куда? Искать полную DVD-версию?!

Странные люди - сначала смотрят неизвестно что, а потом расстраиваются, что пропустили самое интересное. Хотя, пусть ищут. Без них нам будет легче, ибо сейчас мы приступим к изучению самого сложного, но и самого интересного аспекта режимов смешивания. Нас ждет Advanced Blending...

blmodes04

Несмотря на то, что режимы смешивания предоставляют практически неограниченные возможности, существует возможность управлять ими еще более гибко. Эта возможность называется Advanced Blending, что в переводе на русский означает "продвинутое" смешивание или, как я его называю, - "смешивание для крутых". Хотя, если быть точным, то диалог, где находятся требуемые нам настройки, называется Blending Options (Опции Смешивания), а Advanced Blending - это лишь группа элементов на этом диалоге, причем не самая важная (для наших целей). Но давайте будем откровенны - что вам нравится больше: "Опции Смешивания" или "Смешивание для Крутых"? Как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому предлагаю преисполниться ощущением собственной "крутизны" и приступить к изучению новой дисциплины.

Для начала давайте научимся вызывать диалог с настройками режимов смешивания. Существует несколько способов, и не все они будут одинаково работать в различных ситуациях. Самый простой и быстрый - это дважды кликнуть на миниатюре слоя в палитре слоев и вы попадете в диалог Blending Options (Опции Смешивания). Вроде бы просто. Но... есть исключения. Во-первых, если слой, над которым вы кликаете - это Background (Задник), то вместо диалога опций смешивания вы попадете в диалог, где вам предложат превратить ваш Background в обыкновенный слой. Оно и понятно, Background - это самый нижний слой и плюс к этому совершенно непрозрачный - поэтому смешиваться он не может. Вторая "засада" вас ждет, если вы "изобразите" двойной клик над Adjustment Layer (Корректирующим Слоем). В этом случае вместо диалога опций смешивания вы попадете в диалог настроек конкретного корректирующего слоя - в Кривые, если это были кривые и в Смеситель Каналов, если это был... не важно кто это был. Для того, чтобы попасть в диалог опций смешивания для корректирующего слоя, вам при двойном клике необходимо удерживать клавишу Alt (для Mac - Option). Есть более простой и всегда дающий одинаковый результат способ - это вызов диалога опций смешивания через меню Layer » Layer Style » Blending Options...

Выбрать в меню пункт Blending Options можно также кликнув на иконку стилей в палитре слоев (буква f в круге) или на маленький треугольник в правом верхнем углу палитры слоев. Выбирайте на вкус - целых четыре способа, как добраться до диалога опций смешивания. Зачем так много? Ну, наверное, затем, чтобы когда-нибудь вы туда все-таки добрались...

 Тесты на кошках или песня про голубого щенка...

Итак, мы добрались до диалога Blending Options (Опции Смешивания). Любого новичка этот диалог пугает обилием непонятных настроек и параметров. Но пугаться не стоит: для работы нам понадобятся лишь некоторые из этих параметров. А остальные мы изучим потом... в следующей жизни.

Начнем с простого - в верхней части диалога уже знакомый нам выбор режима смешивания. И управление Opacity (Непрозрачностью) слоя. Надеюсь, что пока пояснения не требуются. Среднюю группу элементов пропускаем и переходим к самой нижней группе элементов, которая обозначена словами Blend If (Смешивать Если). В этой группе расположены две градиентные полоски, напоминающие те, что вы могли видеть в диалоге Уровней (Levels). Полоска с градиентом, называющаяся This Layer (Этот Слой), представляет все полутона текущего слоя от самого темного до самого светлого. Если мы будем двигать черный ползунок к центру, все полутона активного слоя, которые окажутся левее этого ползунка, станут прозрачными и будут исключены из операции смешивания. А еще мы можем разделить ползунок на две части, что приведет к созданию плавного тонального перехода от полутонов, которые лежат на градиенте левее одной половинки ползунка, до полутонов, которые лежат правее другой половинки ползунка. Другими словами, все, что левее одной половинки, будет совершенно прозрачно, а то, что правее второй половинки - совершенно непрозразчно. А полутона, что находятся между этими половинками ползунка, будут плавно менять свою прозрачность - от абсолютно прозрачного до абсолютно непрозрачного. И чем больше расстояние между половинками ползунка, тем более плавным получится этот переход.

То же самое касается и белого ползунка – только для него все, что окажется правее, станет прозрачным, а все, что левее – будет участвовать в операции смешивания.

Для закрепления этого довольно запутанного изложения давайте потренируемся на кошках. Кошек у нас нет, поэтому в роли кошки придется выступать самому. Ибо, как говорил мой любимый герой из "Пятого Элемента": "Хочешь сделать что-то хорошо - сделай это сам!". Итак, у нас есть портрет некоего субъекта. Расположим этот объект на отдельном слое, а нижний слой зальем каким-нибудь ярким и ядовитым цветом, чтобы результаты наших действий были налицо... точнее на лице... тьфу... чтобы были хорошо заметны.

Вызываем диалог опций смешивания и находим градиентную полоску с названием This Layer (Этот Слой). Кликаем на черный ползунок и тащим его до отметки 25. В самых темных участках (на волосах и бороде) проступит наш ядовито-голубой цвет - то есть все полутона от 0 до 25 стали совершенно прозрачными. Теперь удерживая клавишу Alt (для Mac Option) снова кликаем на черный ползунок и… о чудо!.. он разделяется на два треугольника. Тянем правый треугольник до отметки 50 и наблюдаем, как резкие границы голубого цвета сглаживаются и создается плавный тональный переход от текущего цвета изображения в голубой, который просвечивает с нижнего слоя. Что произошло: все полутона от 0 до 25 теперь совершенно прозрачны, от 25 до 50 меняют свою прозрачность постепенно и после 50 уже совершенно непрозрачны. Если бы мы дотащили правый треугольник, скажем, до 120, то голубой цвет плавно залил бы почти все изображение. Но мы сделаем это иначе. Возьмем белый ползунок и доведем его до отметки 70. Теперь все полутона больше 70 стали совершенно прозрачными и портрет превратился в ядовито-голубое пространство с легкими контурами "непонятно кого". Снова (удерживая клавишу Alt) кликаем на белый ползунок и тянем правую половинку до отметки 115. Резкие границы сглаживаются и вот уже перед нами портрет мужчины в самом расцвете лет. Правда, он какой-то чрезмерно голубой. Я - про портрет, конечно.

Может стоило другой цвет для примера выбрать?

Если вы хотите наглядно увидеть результат своих манипуляций ползунками кликните на иконку изображающую глаз у активного слоя одновременно удерживая клавишу Alt (для Mac Option). Это приведёт к тому, что все остальные слои, кроме текущего, будут спрятаны, и вы увидите именно то, что осталось видимым на слое, у которого мы сейчас настраивали опции смешивания. Именно эти части активного слоя и будут наложены на изображение, что лежит под ними (в нашем случае ядовито-голубой фон), а также будут участвовать в той операции смешивания, которую вы выберете.

Для тех, кто еще не догадался сам - намекну более прозрачно: вы только что научились выделять часть изображения не с помощью масок и выделений, а с помощью опций режимов смешивания. То есть в тех случаях, когда вам нужно выделить на изображении какую-то область, имеющую явный тоновой переход - вы вполне можете доверить это дело режимам смешивания. И даже Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) не понадобится.

 Основы цифровой химии

Итак, мы разобрались с управлением полоской This Layer (Этот Слой). Вторая полоска называется Underlying Layer (Лежащий внизу Слой). В отличие от первой, эта полоска с градиентом представляет полутона всех слоёв, которые находятся под текущим слоем. От самого темного до самого светлого. И когда мы начинаем двигать черный ползунок к центру, все полутона, которые оказываются левее ползунка, проявляются через текущий слой (мы как бы вырезаем в этом месте на активном слое дырку). Ну с разделением ползунка на две части - все то же самое. С помощью этого можно создать плавный тональный переход от полутонов, которые лежат на градиенте левее одной половинки ползунка, до полутонов, которые лежат правее другой половинки ползунка. Чем больше расстояние между половинками ползунка, тем более плавным получается тональный переход. То же самое касается и белого ползунка – только для него всё, что окажется правее, будет проявляться с нижних слоёв, а все, что левее – это будут ещё полутона активного слоя.

Я очень часто использую этот прием для сплит-тонирования. Этот термин пришел к нам из обычной фотографии, когда изображение тонировали в разных тонерах, для достижения специальных эффектов. Суть такого эффекта заключается в том, что различные тональные участки изображения (например, тени и света) тонируются разными цветами - обычно двумя, но иногда бывает и больше.

Возьмем любое черно-белое изображение. Первым шагом добавляем новый корректирующий слой типа Photo Filter (Фото Фильтр) и в открывшемся диалоге выбираем Cooling Filter (82) - наш любимый ядовито-голубой цвет. Вам не нравится голубой? Это у вас предрассудки. Вот Элтон Джон, например... К чему это я? Ну, хорошо, вы можете выбрать любой другой цвет. Затем я прелагаю увеличить Density (Плотность) цвета, доведя ее до 50 процентов. Изображение приобретет ярко выраженный голубой оттенок (ну или что вы там выбрали... розовый? я вас умоляю...)

Следующим шагом вызываем диалог с опциями смешивания. Теперь нам понадобится полоска Underlying Layer. Кликаем на черный ползунок и тащим его до тех пор, пока не проявится нужное количество черного цвета в тенях. Теперь удерживая клавишу Alt (для Mac Option) снова кликаем на черный ползунок и он разделяется на два треугольника. Остается лишь перетянуть правый треугольник вправо, чтобы переход из черного в голубой стал более плавным. Voila! (Вуаля!) - как любит повторять Жан-Поль Бельмондо. Почему он это любит повторять? Да потому что он француз. А вы что подумали?...

И снова прозрачный намек - вы только что научились сплит-тонированию и даже руки в хим-растворах не замочили. Я уж не говорю, про то, что ваш словарь пополнился крутым французским оборотом. Нет, я, конечно, мог бы научить вас еще парочке крепких французских словечек, но боюсь меня не поймет ни редакция, ни посольство Франции.

 Практика замешательства

Собственно, все. Теперь вы квалифицированный специалист по режимам смешивания. Знаете, где их включать, где выключать, куда тащить и кому все это нужно. Хотя, насчет последнего я не уверен, но так хочется, чтобы кому-то это все-таки было нужно. И для того, чтобы наш сегодняшний урок не пропал даром - давайте закрепим его, рассмотрев еще один пример.

(скажу честно... помните того молодого человека?.. ну, того, который хотел сделать девушке приятно?.. он мне тут написал, что у него все получилось и жизнь вроде налаживается... но девушка просит еще... такая вот ненасытная особа оказалась... придется помочь человеку...)

В качестве исходной фотографии выберем, например, портрет девушки (ну вы меня понимате...). Первая часть процедуры ничем не отличается от метода, описанного в прошлом уроке, но я в "телеграфном стиле" повторю ее для тех кто проспал в прошлый раз.

Первым шагом обработки будет создание копии изображения на отдельном слое (Ctrl-J/Command-J). Применяем к активному слою Filter » Blur » Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). Radius (Радиус) выбираем на глаз - так, чтобы изображение получилось достаточно размытым, но при этом вы могли бы различать на нем формы и основные тональные переходы. Теперь вызываем диалог Blending Options (Опции Смешивания) для текущего слоя. Меняем режим смешивания на Soft Light (Мягкий Свет). Перемещаемся к группе элементов Blend If (Смешивать Если).

Выдохнули... Теперь помедленней.

Под полоской с названием This Layer располагаются два ползунка – черный и белый. Кликаем на черный ползунок и тащим его до отметки 50. Не обращайте внимание, что на изображении появляются странные разводы. Теперь разделяем черный ползунок на два и двигаем правый треугольник до отметки 110, чтобы странные разводы растворились без следа. Кто объяснит мне что произошло? Хорошо, вот вы, молодой человек... ...

м-да... согласен... да... правильно.

Молодец! На экзамен можете не приходить. Тем более, у вас других забот будет хватать... коляска... кроватка...

Подведем итоги и мы с вами. У портрета локально повысился контраст, слегка возросла насыщенность цвета и появилось какое-то внутреннее сияние. Это и есть результат применения данной техники, которая называется Diffused Glow (Рассеянное Свечение).

У техники Рассеянного Свечения существует большое количество вариаций, но все они содержат три основных шага, которые мы только что рассмотрели: дублирование слоя, применение фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) и манипуляция настройками Blending Options (Опции Смешивания). Различный результат достигается только изменением режима смешивания и параметров этого смешивания с помощью ползунков Blend if.

Ну вот и все. Последний прозрачный намек - урок закончен. Теперь вы можете повязать на лоб повязку и размахивая световым мечом идти мочить всех направо и налево, поскольку я дал вам в руки не просто интрумент и не просто оружие. Я дал вам Силу!

Закройте глаза, сосредоточьтесь... видите зелененькие падающие буковки? Не видите? В принципе и не должны видеть - это ведь из Матрицы. А мы этому пока не учились. Но дайте срок и покажу вам, что ложки нет.

А вот что будет в следующий раз - не скажу. Что вам стоит теперь заглянуть в будущее? Идите и смотрите!

И да пребудет с Вами Сила!

Данная статья была опубликована в журнале Digital Photo.Мастерская.

Copyright © Дмитрий Рудаков. 2006 г.
обсудить... (откликов: 18)  

что это? )
что это? )



Выбираем LCD монитор
Выбираем LCD монитор
Несмотря на некоторые преимущества CRT мониторов вы все-таки решили идти в ногу с прогрессом и остановили свой выбор на LCD мониторе. Вам не помешает внимательно изучить те характеристики, на которые стоит обращать внимание в первую очередь. Конечно, главное преимущество LCD монитора в том, что он плоский и занимает намного меньше места по сравнению с аналогичным CRT монитором. Ну с этим свойством плоских мониторов вы разберетесь и без нашей помощи. А на что еще стоит обращать внимание?

Фотошоп (Photoshop) в зернах
Фотошоп (Photoshop) в зернах
Почему "в зернах"? Потому что Photoshop, так же как и кофе, разным потребителям предъявляется в различных обликах. Пользоваться его основным инструментарием может и новичок - точно так же, как растворимый кофе доступен всем и кажому. Для того же, чтобы постигнуть могущество Photoshop во всей полноте, нужно затратить много времени и усилий - точно так же, как на приготовление настоящего кофе...


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено