digital photoscape - цифровая фотография Куда поехать с фотоаппаратом Выбираем CRT монитор Выбираем LCD монитор Фотошоп (Photoshop) в зернах
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop / Кофейная гуща /
Маски, маски... маскарад!  
глоссарийкарта сайтапечать

Закончив эпос про режимы смешивания, я взял творческий отпуск и отправился в Венецию. Как раз к концу карнавала и успел. Только представьте... туман, поднимающийся над площадью Сан-Марко, гондолы, толкающиеся у пристани Сан-Захария, фонари, голуби, снова гондолы, но уже с гондольерами и, конечно, маски... маски... маски без конца. Красные, синие, золотые, черные... Маскарад! И тут мне в голову приходит идея - маски! Ну, конечно, вот про что будет моя следующая статья! Ведь маски - это не только основа любого маскарада, но и основа любой серьезной обработки в Photoshop.

М-да... Надеюсь, вы не поверили в эту романтическую чушь? Нет, конечно, я был в Венеции и снимал там и гондолы, и маскарад... Но о статьях я там, честно говоря, совсем не думал - я там фотографией занимался. Но согласитесь - неплохое начало получилось. Правда? А про маски я хотел написать давно - все руки не доходили. Ведь я считаю, что в профессиональном владении Photoshop есть всего два “кита” - режимы смешивания и... маски. И поскольку с одной осетриной мы уже разобрались, значит пришло время познакомиться и со второй рыбиной.

Ну что, готовы закинуть невод в океан новых знаний?

mascarad00big

Мы начинаем новую тему, а потому начнем с самых основ. Перевожу смысл предыдущего высказывания для особо нетерпеливых - в этой статье вы не узнаете ничего нового и сверхъестественного. Я просто попытаюсь систематизировать ваши отрывочные знания о масках и методах их применения. Как говорилось в одном известном мультфильме: “Лучше день потерять, потом за пять минут долететь”.

Что же такое маска? Маской в Photoshop называется специальный метод, позволяющий скрывать какую-то область изображения или ограничивать область действия инструментов. Маски бываю двух типов: Quick Mask (Быстрая Маска) и Layer Mask (Маска Слоя). Говоря о масках я подразумеваю маски слоя. И только их. Быстрая Маска хотя и имеет свою область применения, но на мой взгляд ее использование сильно ограничено и неэффективно. И тем не менее, прежде чем отказаться от Быстрой Маски, мы все-таки разберем, как она работает.

Но для начала выполним несколько профилактических операций. В работе с масками я часто буду использовать клавиатурные команды. И чтобы эти команды всегда приводили к тем результатам, которые я описываю, вам необходимо сделать определенные настройки. Кликните на треугольнике в правом верхем углу и вызовите меню для работы со слоями. Теперь выберите в меню пункт Palette Options... (Настройки Палитры) и в открывшемся диалоге отключите чекбокс Use Default Masks on Adjustments (Использовать Маски по умолчанию на Корректирующих слоях). Дело в том, что когда эта опция включена, то при добавлении любого Adjustment Layer (Корректирующего Слоя), к нему автоматически добавляется пустая маска слоя. Это не хорошо и не плохо. В этом есть определенный резон. Просто в большинстве описываемых мною техник эта “маска по умолчанию” не нужна. Более того, она вредна, так как при ее наличии описываемые мною клавиатурные команды будут приводить совсем не к тем результатам. Так что если что-то пошло не так - подумайте, а отключили ли вы то, что я вас просил? То же самое касается утюга и газа. Спички детям не игрушки!

 О пользе и вреде Фастфуда

Как вы относитесь к Макдональдсу? Нет, не ваши дети, а вы сами? Вам нравится? Честно?

Давайте попробуем проанализировать плюсы и минусы фастфуда. Итак, к плюсам можно отнести скорость обслуживания и дешевизну. А к минусам - качество и отсутствие комфорта... Честно говоря, я не любитель фастфуда и практически там не бываю, и мой анализ вряд ли может претендовать на серьезное исследование в этой области. Все, что я хотел - это наглядно продемонстрировать вам плюсы и минусы Quick Mask (Быстрой Маски). Потому что между Быстрой Маской и фастфудом (в моем понимании) очень много общего. Вы быстро получаете результат, но потом это может закончиться изжогой (это я о фастфуде, а не о Быстрой Маске).

Хотя, с другой стороны, практически каждый учебник по Photoshop рекомендует Quick Mask как самый быстрый и удобный способ работать с Selection (Выделениями). Было время, когда я, веря этим учебникам, использовал Быструю Маску везде - где надо и где не надо. Теперь я хочу уберечь вас от этого заблуждения. Забудьте про нее. Она вам не нужна. Точнее, она может быть полезна, но есть другие более гибкие и эффективные методы маскировать участки изображения - Маска Слоя.

selection02big

Но, как я и обещал, несмотря на то, что я не рекомендую пользоваться Быстрой Маской - я все же расскажу, как с ней работать. Во-первых, вы должны понимать, что Быстрая Маска - явление временное. Она существует только в тот момент, когда вы с ней работаете. Когда вы выходите из режима Быстрой Маски - сама маска перестает существовать. Именно в этом ее главный и существенный недостаток. Для того, чтобы начать работать с Быстрой Маской, вам необходимо что-то выделить на вашем изображении - то есть сделать Selection (Выделение). Для того, чтобы проиллюстрировать это, возьмем какую-нибудь фотографию. Первую, что попадется под руку. Мне на удивление попадается фотография с карнавала. Чувствуете всю многослойность ситуации? Мы будем тренироваться накладывать маски на маски... Вот такая игра слов получилась.

Итак, мы имеем на фотографии карнавальную маску. И нашей задачей, например, является сделать ее более отчетливой. А для этого необходимо все остальные элементы фотографии немного затемнить. Берем Lasso Tool (Лассо) и начинаем аккуратно обводить ненужные участки вокруг нашей карнавальной маски. Если вы работаете мышкой, то могу поручиться, что “аккуратно” у вас вряд ли получится. Но собственно для борьбы с этим и нужны маски. Забудем про “аккуратно” – обведите, как можете. Обвели? Теперь жмем клавишу Q... Вау! Ваше изображение частично покрылось пурпурным цветом. Добро пожаловать! Вы находитесь в режиме Быстрой Маски. Что это означает? Это означает, что вы находитесь в особом режиме, где все инструменты работают по-особому. Вы можете модифицировать только саму маску (тот кусок пурпурного цвета, который закрывает ваше изображение, и называется маской). Модифицировать можно разными способами, но самый простой и понятный - это работа с помощью кисти. Выбираете кисть нужного размера и можете смело рисовать - вашей фотографии ничего не будет. Ваши действия приведут лишь к стиранию или добавлению маски. Если кисть белого цвета, то вы будете стирать маску, а если черного - добавлять. Обратите внимание, что вы можете не просто удалять или добавлять маску - вы можете делать это с хирургической точностью. Если у кисти мягкие края - тогда все ваши штрихи будут приводить к размытым границам между маской и изображением. Вы можете сделать кисть жесткой (увеличив Hardness до 100%) и, уменьшив ее до размеров в несколько пикселов, произвести точную обрисовку мелких деталей. Но и это не все. Предположим, от напряжения у вас дрогнула рука или ваши соседи празднуют победу нашей сборной в чемпионате мира по футболу. Одним словом, по той или иной причине вы сделали неверное движение и испортили с таким трудом нарисованную маску. Можно, конечно, попробовать команду Undo. Но можно изменить цвет кисти и стереть ошибочный мазок. То есть вы получаете еще одну степень свободы - можете копать, а можете не копать... точнее не рисовать. А еще вы можете изменить Opacity (Непрозрачность) кисти до 50% и тогда ваша маска станет наполовину прозрачной в тех местах, где вы будете рисовать такой кистью. Представляете, какие безграничные возможности за этим кроются? Нет?! Хорошо, попробуем еще раз... Вы можете установить прозрачность кисти не только на 50%, но и на 20%, на 30%, на 90% и на 5%... вообще на любое значение. И, следовательно, ваша маска в итоге может быть как почти прозрачной, так и почти непрозрачной. Одним словом, такой, какой вы этого пожелаете. Точнее - нарисуете.

Итак, вы теперь можете создать маску любой формы и любой сложности. Любой прозрачности и любой... тут я иссяк, но и перечисленного выше вполне достаточно. Осталось только снова нажать клавишу Q, и вы покинете режим Быстрой Маски, а сама маска превратится в Selection (Выделение). И, несмотря на то, что на выделении не видны те области, в которых вы меняли прозрачность кисти - они там присутствуют, будьте спокойны. Теперь нам нужно что-то сделать с этим выделением. Но прежде, чем мы перейдем к этому животрепещущему вопросу, я отвечу тем, кто в недоумении смотрит на приведенную картинку и пытается понять, почему маска на ней ядовито-зеленая, а я утверждаю, что она пурпурная. Поставим точки над i. Во-первых, я не дальтоник. Во-вторых, маска зеленая, потому что я ее такой сделал. По умолчанию, она - пурпурная. Но вы можете легко изменить этот цвет на любой другой. Например, когда на вашей фотографии много красного, и пурпурный цвет будет теряться на фоне изображения. Чтобы изменить цвет маски достаточно сделать двойной клик на одной из двух иконок Быстрой Маски, которые расположены на палитре инструментов сразу под квадратами Foreground (Основного) и Background (Заполняющего) цвета. В появившемся диалоге вы сможете выбрать любой цвет, который будет лучше читаться на вашем изображении (я выбрал ядовито-зеленый).

 Маска, маска - я тебя знаю!

Итак, мы создали маску. Что-то в ней долго и мучительно правили. Затем превратили маску в Выделение. Хочется спросить - зачем все эти мучения? Правильно! Создавать маску ради маски - глупо и бессмысленно. Поэтому вернемся к изначальной постановке задачи - мы хотели затемнить все то, что не относится к ключевому объекту нашей фотографии. И именно для этого мы выделили все вокруг этого объекта.

Теперь просто создаем новый Adjustment Layer (Корректирующий Слой) с Curves (Кривыми). Поскольку у нас есть активное выделение (selection), то при этой операции оно автоматически превратится в маску слоя и тем самым скроет от воздействия корректирующего слоя замаскированную часть изображения (то есть центральную фигуру в карнавальной маске). Поскольку мы хотели затемнить все, кроме центральной фигуры, то удерживая клавишу Command (для PC - Control) кликаем где-нибудь в этой области (той, что хотим затемнить), и получаем на кривой точку в нужном диапазоне полутонов. Теперь нажимаем клавишу Стрелка Вниз до тех пор, пока обрабатываемые области не станут достаточно темными. Вот, собственно, и все. Мы выполнили задачу затемнения и заодно познакомились с механизмом работы Быстрой Маски. Познакомились? Вот и славно. А использовать не будем. Почему? Да потому что двойная работа выходит. Не обратили внимание? Ведь после создания Быстрой Маски мы перевели ее в Выделение, а затем... превратили в Маску Слоя. А если нет разницы, то зачем платить больше? Зачем столько лишних движений, если мы все равно приходим к Маске Слоя?

Найдутся те, кто возразит мне, что не обязательно создавать Маску Слоя - можно ограничиться Выделением и использовать его при всех операциях. Конечно, можно. Только это будет уже не профессиональный подход, ибо при работе с Выделениями вы полностью теряете возможность исправлять и дорабатывать области воздействия своих коррекций. А также много других интересных и уникальных возможностей, которые предоставляют Маски Слоев.

Хорошо, давайте повторим проведенную нами обработку, но уже без использования Быстрой Маски. Начинаем мы так же - с помощью Лассо выделяем области, которые хотим затемнить. Ну... выделили? Что-что вы спрашиваете? Насколько аккуратно? Да, примерно так же - насколько вам позволят трясущиеся руки и соседи за стенкой, празднующие победу наших футболистов.

sharpselection05big

А теперь, не вызывая Быстрой Маски, просто создаем новый Adjustment Layer (Корректирующий Слой) с Curves (Кривыми). И активное выделение (selection) автоматически превратится в Маску Слоя. Ставим на Кривой точку и затемняем необходимые участки фотографии. Но, поскольку эту маску мы никак не обрабатывали и не сглаживали, то границы воздействия Кривых будут очень резкими. Не обращаем пока на это внимание - нажимаем Ok. Итак, мы, минуя Быструю Маску, сразу получили Маску Слоя, только она у нас очень резкая. Ну, это решается просто. Для начала кликаем на иконку Маски Слоя (черно-белая иконка справа от иконки Кривых) - вокруг иконки появится тонкая обводка, означающая, что у текущего слоя для воздействия выбрана Маска Слоя, а не само изображение. Но Маска Слоя - это тоже изображение, только особое. И для размытия границ маски мы применяем к ней фильтр Filter » Blur » Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). Тут есть принципиально важный момент. Если в предыдущих случаях мы размывали границы маски на глаз (то есть приблизительно), или в случае с Выделениями применяли команду Select » Feather... (Размыть Выделение), то теперь мы можем визуально подобрать правильный Radius (Радиус) воздействия фильтра. Очень просто - вы смотрите на резкую границу и двигаете ползунок до тех пор, пока область воздействия Кривых плавно не объединится с областью центральной фигуры. Оценили силу этого способа? Уже одно это должно навсегда отвратить вас от использования команды Select » Feather... (Размыть Выделение), которую вы просто вынуждены делать “на ощупь”.

Но, как вы, наверное, догадываетесь - это еще не все. С Маской Слоя можно делать все то, что вы можете делать с Быстрой Маской, с тем лишь преимуществом, что ваши коррекции никуда не пропадают и сохранятся на Маске Слоя. Даже когда вы закроете файл. В любой момент вы можете переключиться на созданную маску - для этого удерживая клавишу Alt (для Mac Option), кликните на иконку маски, и ваше изображение заменится черно-белой маской. Теперь вы можете рисовать по маске кистью. Скажу больше - рисовать по маске можно, и не делая ее видимой. Для этого просто сделайте маску активной (кликните на иконку Маски Слоя), выберите кисть нужного цвета, и рисуйте себе на здоровье - на ваших глазах обрабатываемые области изображения будут подвергаться воздействию Кривых. Но иногда удобнее видеть, где вы рисуете, и тогда клик с Alt визуализирует Маску Слоя. Повторный клик с Alt спрячет маску и восстановит изображение. Если кликнуть на иконку маски, удерживая клавишу Shift, то маска будет временно отключена, и вы увидите изображение так, как если бы маски не было совсем. Повторный клик снова включает маску. А если вы, находясь на слое с маской, нажмете клавишу \, то ваша маска будет залита пурпурным цветом, совсем как в режиме Быстрой Маски. А точнее - тем цветом, который вы зададите в настройках Быстрой Маски (в моем случае - ядовито-зеленым). Но это все равно будет Маска Слоя, которая по своей сути - тоже изображение, только черно-белое. Поэтому к ней можно применять те же инструменты, что и к обыкновенной фотографии. Например, к маске можно применять Curves (Кривые) или Levels (Уровни), фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) и многие другие фильтры тоже...

В нашем примере Маска Слоя создавалась автоматически из активного выделения, когда мы добавляли Корректирующий Слой. Если же у вас слой уже есть, то для того, чтобы добавить к нему Маску Слоя, вам необходимо нажать на иконку Add Layer Mask (Добавить Маску Слоя) в палитре Layers (Слои). Если у вас не было активного выделения, то к текущему слою добавится белая (то есть абсолютно прозрачная) маска. Если вы в момент нажатия иконки будете удерживать клавишу Alt (для Mac Option), то к текущему слою добавится черная (то есть абсолютно непрозрачная) маска. Если же у вас было активное выделение, то невыделенные области станут маской – то, что было выделено, станет белым (то есть прозрачным), а невыделенное станет черным (то есть непрозрачным). Если же вы хотите добиться обратного эффекта, то нажмите иконку, одновременно удерживая Alt (для Mac Option). И тогда все станет с ног на голову - выделенные области станут черными (то есть непрозрачными), а невыделенные станут белыми (то есть прозрачными). Ну а если вы уже нажали иконку, и только потом сообразили, что нужно было нажимать с Alt - не торопитесь делать Undo. Просто нажмите Ctrl-I (для Mac Command-I) и ваша маска инвертируется.

Вот, собственно, и все для начала. Основы заложены. Из данного урока вы должны были уяснить, что Быстрая Маска - это просто круто. А Маска Слоя - круче не бывает. И зачем нам “просто”, если можно “круче”? Ведь так? И еще... Поскольку спонсором данного цикла статей является Газпром, то напоминаю вам: уходя из дома, не забывайте выключать газ и другие электроприборы (это я пытаюсь подтянуть в спонсоры еще и РАО ЕЭС)...

Данная статья была опубликована в журнале Digital Photo.Мастерская.

Copyright © Дмитрий Рудаков. 2006 г.
обсудить... (откликов: 8)  

что это? )
что это? )



Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии
Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии
Наш мастер-класс рассчитан на 8 дней; начинается он 30 октября и заканчивается 6 ноября. Отправная и конечная точки маршрута - Рим. Кроме того, мы посетим знаменитые города Тоскании: Флоренцию, Пизу, Сиену, а также многочисленные небольшие городки и деревни итальянской провинции. Мы постарались разработать программу путешествия таким образом, чтобы можно было совместить удобство путешествия с теми великолепными фотографическими возможностями, которые предоставляют фотографу эти места.

Все про RAW
Работа с RAW файлами
Лучший формат для лучшего качества. - Зачем это нужно. - Плюсы и минусы RAW-файлов. - Интерполяция и ее особенности. - "Шестнадцать бит на канал цветовой, - йо-хо-хо! - и бутылка рома..."


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено