digital photoscape - цифровая фотография Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии Куда поехать с фотоаппаратом Выбираем CRT монитор Выбираем LCD монитор
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop / Кофейная гуща /
Про отмазки, сказки и подсказки...  
глоссарийкарта сайтапечать

Отмазки кончились. Пришла пора завершить нашу историю про маски. Просто потому что мне очень не хочется уподобляться авторам сказки про бедную золушку, которая более года терроризировала все население нашей страны (не золушка, а ее история). Конечно, я бы мог высосать из пальца еще десяток новых серий, но стоит ли оно того? Может вместо того, чтобы переживать чужую жизнь стоит обратить внимание на жизнь собственную? Может вместо изучения новых способов модификации фотографий в Photoshop стоит освоить всего один, но освоить его в совершенстве? Хотя, я сам не знаю, стоит или нет. Может быть рыдая вместе с несчастной дурнушкой можно освободиться от собственных стрессов и страхов? Или разбирая сто первый прием для создания шедевра можно наконец решиться этот шедевр все-таки создать? Может быть. А может и нет. Я не знаю. И посоветовать ничего не могу.

Хотя... Может лишь...

Не смотреть по сторонам? Оставаться самим собой?

Еще подсказку?..

fierenze_main

Для начала давайте проведем небольшую ревизию. Что вы уже знаете о масках? О том, что бывают Layer Mask (Маска Слоя) и Quick Mask (Быстрая Маска). О том, что по маске можно рисовать кистью. Но только черным или белым цветом (и оттенками серого, конечно). О том, что белая маска - абсолютно прозрачная, а черная - абсолютно непрозрачная. О том, что создавать маски проще всего с помощью Selection (Выделений). А еще проще с помощью Color Range (Диапазона Цвета). И о том, что к маскам можно применять фильтры и другие инструменты по коррекции изображения.

Тогда чего вы еще не знаете о масках?

Честно говоря, теории уже не осталось. Дальше только практика. То есть упорный труд, который когда-то сделал из обезьяны человека (если вы верите в теорию Дарвина), а из простого фотографа - специалиста по Фотошопу. Тут теперь все зависит от вас. А я дам вам несколько практических советов. Хотя, о том, что я скажу вам дальше вы уже и сами могли догадаться. Если, конечно, не лежали все это время на диване и не смотрели историю о том, как очередная дурнушка снова стала принцессой. Хотя, это вечная тема. И намного более древняя, чем Фотошоп с его масками.

 Венецианская брусчатка

Для начала мы вернемся в Венецию. Точнее я вернусь, а вам останется только представить, что вы присоединились ко мне в этом путешествии. Но не стоит мне сильно завидовать, ибо я возвращаюсь туда тоже виртуально - открыв одну из фотографий сделанных во время февральского фотосафари.

levels01

Итак мы на площади Сан-Марко, перед нами покачиваются на волнах гондолы, а на заднем плане возвышается величественный собор Сан Джоржио. Смотрю я на эту фотографию и хочется мне передний план, то есть брусчатку на набережной сделать более активной, притягивающей взгляд зрителя. Наверное, для этого достаточно усилить резкость на переднем плане. Сказано - сделано. Создаю копию слоя и применяю к нему фильтр Unsharp Mask (Нерезкая Маска). В результате получаю усиление резкости. Но по всему изображению. Для того, чтобы усиление резкости затронуло только передний план мне необходимо создать маску. Что я и делаю с помощью Lasso Tool (Лассо). Затем применяю Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) чтобы сгладить границу маски. Собственно эффект достигнут. Но после некоторого разглядывания результата я прихожу к выводу, что переборщил с резкостью на переднем плане. Надо бы ее убавить. Как? Можно, конечно, заново создать слой и применить к нему фильтр Нерезкой Маски с меньшей интенсивностью. Сложновато. Можно уменьшить Opacity (Непрозрачность) у слоя с резкостью. Элегантно. Но не содержит обучающего эффекта. Дело в том, что не всегда у вас будет возможность изменить непрозрачность слоя.

Остается сделать что-то с маской. Моя маска представляет из себя черную полосу сверху (которая абсолютно непрозрачна) и белую полосу внизу (которая абсолютно прозрачна). Нам нужно изменить маску так, чтобы нижняя часть из абсолютно прозрачной стала немного непрозрачной. Для этого нам нужно изменить белый цвет этой части маски на определенную градацию серого. Как это сделать?

Тут нам поможет инструмент Levels (Уровни). Убедитесь, что у вас активна маска, а не изображение (кликните на маску и вокруг нее появится обводка, символизирующая активный элемент). Вызываем диалог Уровней через меню (Image » Adjustments » Levels) или простым нажатием Ctrl-L (для Mac - Command-L). Только сейчас обратим внимание не на верхнюю часть инструмента с гистограммой и тремя ползунками, а на нижнюю, которая представляет из себя полоску градиента с двумя ползунками по краям. Тут все просто. Когда вы двигаете белый (правый) ползунок влево (то есть к черному цвету), то все белые цвета вашей маски становятся серыми (а именно того цвета, на какой указывает ползунок). И наоборот. Если вы будете двигать черный (левый) ползунок вправо (к белому цвету), то все черные цвета будут осветляться именно до того тона, на котором остановился ползунок.

Теперь вспомним, чего мы хотели достичь. Точнее хотел я, а вы вместе со мной. Потому что читаете эту статью. А что еще делать лежа на диване? Катя уже вышла замуж, а от няни просто тошнит. Поэтому вернемся к тому, что я хотел сделать со своей фотографией. Так вот я хотел уменьшить силу резкости на переднем плане. И хотел обязательно сделать это с помощью маски. Для того, чтобы резкости было меньше, необходимо, чтобы абсолютно прозрачная белая часть моей маски стала серой. Значит я беру белый ползунок и двигаю его влево. До тех пор, пока не получу требуемого ослабления резкости.

Еcли вам когда-либо понадобится увеличить прозрачность маски, то тогда вам придется двигать черный ползунок. Потому что в этом случае черные участки вашей маски (непрозрачные) превратятся в серые (то есть частично прозрачные).

Но Levels (Уровни) можно использовать и не только для изменения прозрачности маски. Усиливая контраст маски вы можете сделать ее более грубой, избавиться от мелких деталей. Для усиления контраста вам понадобятся ползунки на верхнем градиенте, который расположен прямо под гистограммой. Нужно просто сдвинуть крайние ползунки к центру. Чем сильнее сдвините, тем сильнее будет контраст. И тем более плотной станет ваша маска. Конечно, не обязательно менять контраст Уровнями. Для этого подойдут и Curves (Кривые).

 Не бывает голубей!

Иногда вам хочется добавить к своему изображению немного цвета. Но не ко всему изображению, а локально. Например, сделать передний план более холодным или небо немного красней. Ну хочется и все тут. С помощью масок это можно сделать очень просто. Чтобы изменить цвет вы можете использовать Adjustment Layer (Корректирующий Слой) с Curves (Кривыми) или с Hue/Saturation (Тоном/Насыщенностью). Но я в последнее время все чаще использую корректирующий слой с Photo Filter (Фото Фильтром).

gradient01

Теперь давайте отвлечемся от поисков хозяина в доме и попробуем улучшить какое-нибудь изображение. В качестве “подопытного кролика” я предлагаю одну из фотографий, сделанных мною на мексиканском побережье Карибского моря. В исходной фотографии мне не очень нравится зеленоватый цвет воды. Поэтому я создаю новый Adjustment Layer (Корректирующий Слой) с Photo Filter (Фото Фильтром). В диалоге фильтра я выбираю Cooling Filter (Холодный фильтр) и увеличиваю Density (Плотность) до 80 процентов (просто подбираю на глаз).

Вода становится голубоватой, но вместе с ней весь песок на переднем плане тоже становится холодным. У него даже пропал естественный песочный цвет. Это, конечно, совсем не то, чего я добивался.

Пришло время применить маску слоя. Для этого я добавляю пустую прозрачную маску к корректирующиму слою. Если вы уже забыли как это делается (вот до чего доводит торчание у телевизора) то могу и напомнить. Для того, чтобы добавить Маску Слоя я просто нажимаю на иконку Add Layer Mask (Добавить Маску Слоя) в палитре Layers (Слои). А поскольку у меня не было активного выделения, то к текущему слою добавляется белая (то есть абсолютно прозрачная) маска. Теперь по маске нужно порисовать. Вот только рисовать я буду не кистью, а градиентом.

Поэтому я выбираю Gradient (Градиент) из палитры инструментов (можно кликнуть мышкой, а можно просто нажать G). Прежде чем использовать градиент нужно проконтролировать его параметры. Обратите внимание, Foreground (Основной) и Background (Заполняющий) цвета должны быть установлены в значения по умолчанию, то есть в черный и белый. Если это не так - нажмите клавишу D. Теперь посмотрите на верхнюю панель. Там можно выбрать тип градиента и варианты его заполнения. Нам потребуется самый простой градиент (левый на панели градиентов).

Теперь осталось кликнуть на маску, чтобы она стала активной и провести по фотографии линию сверху вниз. Если вы будете удерживать при этом клавишу Shift, то у вас получится идеально вертикальная прямая, независимо от того, насколько сильно будет дрожать ваша рука.

Результат вы должны заметить сразу. Половина изображения будет перекрыта фото-фильтром, а друга половина останется без изменений. Если результа будет не совсем то, что вы ожидали - совсем не та половина покрыта фото-фильтром - просто нажмите клавишу Х и проведите вертикальную линию снова. Клавиша Х заставит Foreground (Основной) и Background (Заполняющий) цвета поменяться местами и теперь там, где на вашем градиенте был белый цвет - получится черный. И наоборот.

Совсем не обязательно проводить линию сверху донизу. Та точка, где вы линию начнете будет точкой начала градиентного перехода, а точка, где вы линию закончите - будет окончанием перехода. Отсюда следствие - если расстояние между этим точками будет небольшое (вы провели совсем короткую линию), то градиент будет довольно резким. А если расстояние большое (длиная линия), то градиент будет плавным. И, конечно, вы можете управлять тем, где граница градиента будет проходить. Достаточно провести линию не посередине изображения (в горизонтальном смысле), а сместив ее к верхней границе и градиент уже не будет расположен по центру вашей фотографии. И вообще, градиент удобная штука. Не понравился результат? Проведите еще одну линию. Покороче. Или сместив ее к нижней границе. Не нравится? Еще одну. Теперь подлиннее. И не стоит удалять предыдущие действия командой Ctrl-Z. Просто проводите линии до тех пор, пока не получите желаемый результат. Каждый новый градиент будет просто перетирать предыдущий.

Вижу вам понравилось. Ну что же, в следующей рекламной паузе можете потренироваться.

 Зачем же так резко?

Теперь для достижения цели нам предстоит объединить уже полученные знания и навыки. Но цель того стоит. Потому что мы будем делать контурную резкость. То есть резкость по контурам изображения, не затрагивая ровные поверхности и плавные тональные переходы. Обычно контурная резкость применяется для того, чтобы вместе с усилением резкости избежать эфекта усиления цифрового шума или зерна пленки.

Как вы уже догадались, для достижения этой цели нам понадобится создать маску. Но не обрисовывать же все контуры на фотографии? И даже если у вас хватит на это гражданского мужества - я на сто процентов уверен, что вы что-нибудь да пропустите. Поэтому не будем полагаться на случай (и ваше мужество) и применим строго научный подход.

Для этой маски нам понадобится создать копию нашего изображения в новом документе.

Сделать это довольно просто с помощью команды Image » Duplicate (Дублировать Изображение). Затем вызываем Channel Mixer (Смеситель Каналов) для преобразования цветного изображения в черно-белое. Надеюсь, вы помните, что достаточно включить чекбокс Monochrome (Однотонный) и подобрать оптимальное сочетание каналов. Нужно стремится к тому, чтобы на изображении было как можно больше деталей.

edge-sharpen02

К полученному изображению применяем фильтр Filter » Stylize » Find Edges (Найти Границы). Вам это ничего не напоминает? Да-да, это уже похоже на маску, которую мы пытаемся получить. Но не торопитесь. Что нам нужно в маске? Правильно, чтобы контуры были белыми (то есть прозрачными на маске), а все остальное было черным (то есть непрозрачным). У нас же все наоборот. Не беда. Нажимает волшебную комбинацию Ctrl-I (для MacCommand-I) и наше изображение инвертируется. Вроде бы то, что нужно. Но это пока еще не маска, а просто изображение. Для того, чтобы превратить это изображение в маску нам потребуется еще несколько действий. Для начала нужно перевести полученное изображение в режим Grayscale (через меню Image » Mode). Затем не закрывая полученный результат переключаемся на исходный документ. Вызываем функцию Select » Load Selection (Загрузка Выделения) и в качестве Source (Источника) выбираем созданный нами документ с черно-белыми контурами.

Созданное нами изображение превратится в выделение. А дальше вы знаете. Надеюсь, что знаете. Нет?.. Рыба моя, из выделения нужно сделать маску слоя. Какого слоя? Ну того, куда вы будете добавлять резкость. Ну хорошо-хорошо... Нажимаете Ctrl-J (для Mac Command-J). Новый слой автоматически станет активным. Поскольку у нас есть активное выделение (selection), мы легко создаем из него маску слоя - нажав на иконку Add Layer Mask (Добавить Маску Слоя) в палитре Layers (Слои).

Теперь остается кликнуть на иконку изображения (чтобы оно стало активным) и вызвать фильтр Unsharp Mask (Нерезкой Маски). Перец и горчицу по вкусу. В смысле параметры резкости. Можно не боясь использовать довольно агрессивные установки, поскольку мы маскировали те области, в которых хотим избежать проявления эффекта неестественной резкости. И не забудьте, после применения фильтра изменить режим смешивания у этого слоя на Luminosity (Яркость). Чтобы усиление резкости не вносило искажений в цвета нашей фотографии.

И, конечно, теперь вы можете применить к созданной маске новые знания. Для размытия границ маски на тональных переходах можно вызвать фильтр Filter » Blur » Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) и затем визуально подобрать необходимый Radius (Радиус) воздействия фильтра. Или применить к маске Curves (Кривые) для усиления контраста и получения более плотной маски (то есть убрать усиление резкости со слишком мелких деталей). Все это вы можете делать не на ощупь, а визуально - дергая ползунки и наблюдая эффект на самом изображении.

Ну и на прощание урок креативного мышления. Для чего можно использовать только что созданную нами маску? Мы ее использовали для контурной резкости. А как насчет цифрового шума? Не в смысле усиления, а в смыле его подавления. Догадались? Где шум более всего заметен? Правильно, на ровных поверхностях. На плавных тональных переходах. Ну? Не улавливаете? Точно! Инвертируем нашу маску и вот теперь она скрывает от воздействия контуры и позволяет давить шум на всех остальных поверхностях. Чем давить? Можно использовать фильтр Filter » Noise » Despeckle (Очистить от Мусора). Ну что, гламурненько вышло?

Вот оно и завершилось, наше финальное шоу. И хотя, многие верят, что шоу должно продолжаться - я не из их числа. Почему? Потому что когда шоу заканчивается - это тоже хорошо. Можно остановиться, подумать. Вспомнить какое клёвое было это шоу. И как удачно, что мы достали туда билеты. Или подумать о жизни и ее смысле. Или о любви и ее бессмысленности. Это смотря о чем было шоу. Но сначала шоу должно закончиться. Потому что любой конец - это всего лишь начало чего-то нового.

Так и у нас. Конец истории про маски совсем не означает, что в Photoshop больше не осталось тайн и секретов. Их тьма. Просто маски - для вас уже больше не секрет. Их можно не бояться. Потому что они - всего лишь инструмент в руках увлеченного и творческого человека. Способ выражения мыслей и чувств.

И может быть именно этот инструмент поможет вам в создании вашего собственного шоу. Шоу, которое тоже когда-нибудь закончится. Но вместе с окончанием принесет вам радость успеха и чувство удовлетворения. И, конечно, сомнения. И стремление сделать еще лучше. Новое шоу. Которое...

А может, все-таки, Фреди был прав?..

Данная статья была опубликована в журнале Digital Photo.Мастерская.

Copyright © Дмитрий Рудаков. 2006 г.
обсудить... (откликов: 11)  

что это? )
что это? )



Фотошоп (Photoshop) в зернах
Фотошоп (Photoshop) в зернах
Почему "в зернах"? Потому что Photoshop, так же как и кофе, разным потребителям предъявляется в различных обликах. Пользоваться его основным инструментарием может и новичок - точно так же, как растворимый кофе доступен всем и кажому. Для того же, чтобы постигнуть могущество Photoshop во всей полноте, нужно затратить много времени и усилий - точно так же, как на приготовление настоящего кофе...

Все про RAW
Работа с RAW файлами
Лучший формат для лучшего качества. - Зачем это нужно. - Плюсы и минусы RAW-файлов. - Интерполяция и ее особенности. - "Шестнадцать бит на канал цветовой, - йо-хо-хо! - и бутылка рома..."


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено