digital photoscape - цифровая фотография Склейка панорамы вручную Маски, маски... маскарад! Про шубу, гирлянды и разные маски... Мы будем жить и петь по-новому...
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Все про Photoshop /
Нарисованная фотография  
глоссарийкарта сайтапечать

Мы долго рассуждали здесь, что такое фотография и, кажется, так и не пришли к общему определению. Разобраться сложно. И еще сложнее будет понять, что такое "нарисованная" фотография. Я даже не уверена, что вид изобразительной деятельности, который собственно будет представлен вашему вниманию, можно каким-либо образом отнести к фотографии в принципе. Однако, данное определение прочно "приклеилось" к языку в тот момент, когда взгляд мой замер на картинке, которая подвигла меня на действия. Допустим, что к фотографии вообще это не имеет никакого отношения. Но зато имеет самое прямое отношение ко всему цифровому – к компьютеру, к графическому планшету и т.п.! То есть в рамки тематики этого сайта я все-таки укладываюсь. Потому предлагаю отложить досужие споры о том, что же такое фотография, где она начинается и заканчивается, а так же не вступать в полемику по поводу вновь придуманного термина "нарисованная фотография", а просто погрузиться в атмосферу творчества. Полагаю, что желающих приобщиться к приятному времяпрепровождению найдется немало, потому как я – точно не первая и, кажется, даже не крайняя. А я с удовольствием поделюсь тем, чему сама смогла научиться.

Данная статья – никакой не урок. Это просто последовательность действий, определенная полученными знаниями и привычками, выработанными в процессе овладения техникой, и призванных привести к конкретному результату. Буду рада выслушать критику, замечания, добавления, исправления.

Для меня все началось с глянцевого журнала, в котором я увидела не то фотографию, не то рисунок. Захотелось повторить. Спасибо форумчанам photoscape.ru, которые собственно дали направление мысли и ссылки на конкретные примеры.

"Нарисованность" фотографии в данном случае подразумевает обработку фотоснимка до состояния, когда он больше будет походить на рисованное изображение, очень похожее по качеству на фотографию.

Когда я начала изучать технику и пробовать, то был всего лишь один способ. Но, как известно, дальше в лес – больше дров. Я увлеклась и нашла еще пару путей. Правда, результаты получаются несколько различные, хоть их и можно назвать "нарисованной" фотографией.

Во всех трех случаях я пользовалась Photoshop CS и графическим планшетом WACOM Intuos3. Есть люди, которые могут рисовать и мышкой. Я преклоняюсь перед их талантом, но искренне не понимаю такого "садомазохизма", потому что сама считаю, что "пером" это делать гораздо удобнее и быстрее.

Итак, все по порядку.

 Способ первый. Реалистичная аэрография.

Результат получается похожим на рисунок в технике аэрографии (воздушная кисть). Реалистичность картинки зависит лишь от степени владения инструментом и процентом преодоленной лени. Выбираем снимок, который будем "рисовать". Лично я предпочитаю сначала его сама и снять, чтобы уж с полным правом назвать "нарисованной" фотографией. В моем случае будет портрет красивой девушки (в общем-то я пока что даже не пробовала рисовать что-то другое). Открываем файл в Photoshop'e, дублируем в новый документ, сохраняем его, увеличиваем размер, разрешение, если это необходимо, и начинаем рисовать!

orig_pic_332x500

Обычно для дальнейшего красочного исполнения вначале требуется сделать карандашный рисунок. Я делаю то же самое. В новом пустом слое (назовем его "набросок") намечаем основные контуры. Это можно сделать что называется "с нуля" – это больше будет похоже на рисование, а можно просто обрисовать по имеющемуся снимку – это быстрее, проще и более предсказуемо.

Если вы собираетесь изменить какие-то детали, перекроить пропорции лица: увеличить глаза, срезать скулы или совершить еще какую-нибудь кощунственную пластическую операцию, то лучше сделать это ДО начала рисования, т.е. отретушировать сам снимок. Чтобы иметь четкое представление о том, что получится в итоге. В первый раз я потерпела неудачу именно потому, что пыталась изменить лицо уже в процессе рисования – результат в итоге разочаровал.

outlines_373x500
Я решила немного раздвинуть рамки снимка и дорисовать плечо девушки.

Итак, контрастным цветом, кистью маленького диаметра (2-3пикселя) сделали набросок.

Теперь создаем фон. Конечно, фон можно нарисовать и потом, но лучше иметь хотя приблизительное представление о том, как он будет выглядеть. Как создавать фон я рассказывать не буду – это тема для еще одной статьи, которую вы сами можете написать! Скажу лишь, что мне нравится рисовать путем наложения разных фактур, использовать фильтры имитации освещения (Lightning Effects) и просто рисовать кистями. Фон – это новый слой между основным слоем "Background" и "Наброском"! Вообще все смысловые и значимые детали части будущей рисованной фотографии надо создавать в отдельных слоях – так потом удобнее их изменять – люблю, когда почти все под контролем.

Далее создаем два новых слоя для "лица" и "тела". Слой "тело" располагаем под "лицом". Делается это для того, чтобы удобнее было рисовать на границе подбородка и шеи. Берем пипеткой какой-нибудь средний тон с лица оригинальной фотографии и кистью большого размера и с прозрачностью 100% бездумно закрашиваем лицо и тело, каждую часть в своем слое, стараясь не выходить за определенные контуры. Но даже если это не очень получается – не беда! Это поправимо! (Вообще все цвета я выбираю пипеткой с оригинальной фотографии, которая открыта тут же в Photoshop, и служит мне в качестве палитры.)

base

Над слоями "лицо" и "тело" создаем еще два новых слоя и в этих слоях будем прорисовывать объем, то есть тень и свет. Почему в отдельном слое? Потому что это удобно! Иногда результат придется размывать, накладывать фильтры, и хорошо, если это не будет задевать ниже лежащую основу. Для рисования больших цветовых пятен я использую сильно прозрачные кисти большого диаметра с сильно размытыми краями, мелкие детали лучше получаются, если кисти меньше и края их имеют более четкие очертания. Вообще-то вы и сами могли об этом догадаться! Видимо, это правило действует в реальной аэрографии – сама не пробовала, только долго смотрела со стороны.

Итак, рисуем объем. Сначала схематично большими кистями, потом более детально – мелкими. Поправлять полученные штрихи можно, накладывая фильтр Gaussian Blur, Smudge Tool. А вообще-то рисовать поверх уже нарисованного можно бесконечно, только важно избегать цветовой грязи, которая неизбежно возникает при "смешивании" большого количества цветов. А смешивание это происходит от того, что рисуем полупрозрачными кистями!

Настройки кистей для планшета.

Обычно для прорисовки я использую базовые мягкие кисти (hardness = 0% - 20%) разного диаметра. Прозрачность устанавливаю на давление (Pen Pressure), а размер регулирую слайдером. Иногда изменение размера кисти ставлю на наклон пера (Pen Tilt), но лично для меня такой способ удобен при прорисовке мелких деталей – это исключительно мои преференции. Все остальные параметры – по нулям.

Одновременно с прорисовкой кожи рисуем нос и уши – просто это удобно сделать сразу в том же слое.

tune

В отдельных слоях будем рисовать глаза, брови, губы. Каждую из этих частей тела я обычно рисую еще в 2-3 слоях каждую. Сначала заполняю белки, делаю их объемными, поверх идет слой с радужкой и зрачком и наконец – ресницы с верхними и нижними веками. Веки уже должны быть прорисованы, но в ходе рисования глаз всегда возникает желание или необходимость доработать область век, так сказать "соединить" глаза с лицом, вживить их в лицо. (Совет по рисованию радужной оболочки: как просто нарисовать причудливый рисунок. Просто набросать несколько оттенков цвета радужки и обвести более темным контуром, а потом при помощи Smudge Tool небольшого размера размазать, сделать разводы.) То же самое касается и губ и носогубных складок и подбородка. После окончания работы над глазами (губами) все слои, относящиеся к этой части, можно слить (но необязательно, особенно, если дальше вы планируете поменять цвет радужки, например).

Особая статья – рисование ресниц и бровей. Здесь я обычно меняю некоторые параметры кисти: добавляю плотности, фактурности и ставлю параметры изменения размера или прозрачности на Fade – таким образом получается очень естественный волосяной покров. И все это лишь прелюдия к рисованию волос (о как я люблю этот процесс!). Для бровей я сначала намечаю поле прозрачной кистью, а уже поверх рисую волоски, разного размера, толщины и цвета.

Последовательность прорисовки губ и глаз
lips_small
eyes_small

Настройки кистей для планшета.

Для прорисовки волос используются те же базовые кисти с краями средней жесткости, изменение параметров размера и прозрачности кисти устанавливается на давление пера (Pen Pressure), в добавление к этому в параметрах размера (Shape Dynamics) колебания размера (Size Jitter) нужно выставить 10% – 35% в зависимости от размера кисти (1-7 пикселей), чем меньше размер кисти, тем больше процент. А так же можно поиграть с колебанием прозрачности (Other Dynamics -- Opacity Jitter – от 0% до 100%), для большей фактурности отдельных волосков.

Волосы. На самом деле не все так страшно. И при определенном взгляде на нашу нелегкую жизнь этот процесс может стать даже самым приятным и увлекательным в нашем и без того всепоглощающем занятии. Здесь тот же самый принцип, что и во всем рисунке: сначала рисуем массу, намечаем грубо тень и свет, потом рафинируем то и другое, а поверх уже рисуем волоски, варьируя плотность, цвет, фактуру, четкость границ, и, если вы рисуете, используя параметр Fade – значение его длины. Важно: всю массу волос удобно разделить на две части – читай, на два основных слоя: волосы над ушами и те, что находятся ниже верхней линии ушей. Первые надо расположить в самом верхнем слое, а вторые в самом нижнем. Почему? Надеюсь, вы догадались.

hair_steps

Выравниваем контуры лица и тела. И... все... почти...

После завершения всего рисунка я обычно даю ему "отлежаться". Потом смотрю на него критическим взглядом, сглаживаю различные шероховатости, корректирую цвет, добавляю блеск в глаза, блики на губы и волосы. Для "вящей пущести" и "пущей вящести", а так же для большей схожести с фотографией можно слегка размыть изображение, а потом наложить Unsharp Mask и добавить "шума".

final
 Способ второй. Фарфоровая куколка.

Этот способ, на мой взгляд, проще, но несмотря на это часто дает более эффектный результат. Честно говоря говорить об эффектности сложно, потому что результат получается несколько иной. Это тоже похоже на аэрографию. Только в данном случае кожа модели "становится" пластмассовой или фарфоровой (что получится зависит от количества и интенсивности бликов, которые вы нарисуете) .

Проще этот способ потому, что здесь не надо рисовать с нуля, а лишь обрабатывать имеющийся снимок.

original

Открываем картинку, дублируем основной слой в этом же документе и начинаем "вылизывать" кожу: используем инструмент Clone Stamp прозрачностью 20-40% (при работе "пером" этот параметр легко контролируется давлением пера на планшет), удерживая Alt, кликаем на область рядом с той, которую будем обрабатывать – получаем образец клонирования – и начинаем зарисовывать все участки кожи, исключая глаза и губы. Отступ от зоны обработки до зоны клонирования должен быть минимальным, чтобы копировать участки с одинаковым цветом и освещением. Чтобы загладить кожу до состояния пластмассы и сделать это аккуратно не налезая "клоном" на глаза, губы и не выходя за контуры лица, придется постоянно менять область клонирования, а для этого надо постоянно держать руку на пульсе, то есть палец на "альте" (Alt). Таким образом по лицу придется пройтись 3-4 раза (я сказала "просто", но я не сказала "быстро"). В местах небольшого масштаба придется уменьшать размер кисти, длину штриха и быть трижды аккуратнее! В завершение процесса можно пройтись инструментом Blur с прозрачностью 50% по оставшимся шероховатостям.

skin

Когда получится необходимая гладкость, можно переходить к глазам или к губам, кому что больше нравится.

Глаза. Дублируем полученный слой с кукольной кожей и начинаем делать то же самое с глазами, только кисти будут микроскопического размера и если не хватает разрешения картинки режим просмотра лучше увеличить до 200-300%. Сначала я прорабатываю белки, потом внутренние и внешние веки, слезник. Ресницы при этом можно вообще стереть или превратить в серое месиво – потом их просто можно нарисовать, как в первом способе. А вот радужку можно оставить "родную", или слегка размыть ее, а потом усилить резкость.

Губы. Тот же самый прием – ничего нового. Новый слой, Clone Stamp, Alt, небольшие кисти и аккуратность.

lips

Брови и волосы. С волосяным покровом я поступаю так: инструментом Blur 50-100% размываю область бровей и волос – готовая масса с намеченными светом и тенью, а потом заново рисую волосинки и волосы в новом слое поверх рабочего, как описано в первом способе.

cheecks

По окончании в новом слое можно усилить ставшие менее заметными тени и нарисовать блики. Для этого режим смешивания слоя или кисти нужно поменять на Multiply или Screen соответственно и взять мягкую кисть среднего диаметра, выбрав темные цвета для теней и почти белый для бликов и пройтись в нужных местах – под глазами, у носа, на нижних скулах – это тени; нос, особенно его кончик, скулы, лоб, подбородок – блики. Интенсивность контролируем прозрачностью. Можно так же подправить макияж или нарисовать его заново.

final_pupa
 Третий способ. Ненарисованная фотография.

Самый простой! И менее эффектный на мой взгляд из всех трех. Этот способ можно назвать "нарисованным" с натяжкой как с точки зрения самого процесса обработки, так и сам результат. Получается похоже на нарисованное, если рассматривать вблизи, а издалека – просто очень "прилизанная" фотография. Этот способ я "сама из головы выдумала" что называется, после многочисленных экспериментов.

Секрет его кроется в фильтре Diffuse. Только перед наложением этого фильтра необходимо подретушировать сам снимок: избавиться от всех "кожных неприятностей" в виде прыщиков, морщинок, неровностей, можно даже наложить софт-фильтр (мне нравится использовать рецепт, предложенный Д. Рудаковым). Дальше создаем дубль бэкграунда и накладываем на него фильтр Filters-->Stylize-->Diffuse – в диалоговом окне ставим чекбокс у Antisotropic – больше там нет никаких настроек и параметров, а потому силу фильтра можно увеличить лишь повторным его наложением (хотя обычно хватает одного применения). Еще рекомендую усилить резкость после наложения фильтра. В результате должен получится очень интересный рисунок волос, глаз и губ. А вот кожа немного сморщится. Его придется "погладить" инструментом Blur. Все. Готово!

Зачем вам такая нарисованная фотография - я не знаю. Тут на помощь придет ваше воображение! Ведь зачем-то вы дочитали этот опус до конца...

Copyright © Ирина Каминская. 2007 г.
обсудить... (откликов: 13)  

что это? )
что это? )


Между балансом и доминантой
Между балансом и доминантой
Появляясь на этот свет, ребенок умеет так мало... Для того, чтобы сделать первые шаги, ему нужно долго и упорно тренироваться. Начинающий фотограф, как и ребенок, вынужден задумываться над каждым своим кадром. А мир, окружающий его, становится добрым учителем. Но для успешного роста нужно знать некоторые правила и уметь их применять на практике. По-крайней мере - пытаться. И тогда процесс съемки станет легким и естественным, как глоток воды из чистого горного ключа...

10 советов начинающим
10 советов начинающим
Нас часто спрашивают, что нужно делать, чтобы получить хорошую фотографию? Какие приемы и технику мы могли бы порекомендовать начинающим фотографам? Мы считаем, что обучение фотографии сродни обучению рисованию. А любая художественная школа начинается с одного и того же: с умения держать карандаш. Именно об "умении держать карандаш" и пойдет речь в этой статье, о тех минимальных навыках для нанесения на бумагу изображения, в котором даже неподготовленный зритель сможет со второй попытки угадать запечатленный объект.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено