digital photoscape - цифровая фотография Работа с RAW файлами Пейзажи Тоскании. Мастер класс в Италии Куда поехать с фотоаппаратом Выбираем CRT монитор
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

глоссарийкарта сайтапечать

Где зарыто различие между файлами с глубиной цвета в 16 бит и в 8 бит

Рекомендуем тем, кто намерен воспользоваться нашими советами, обратить внимание на следующее:

  • Все скриншоты сделаны с версии программ для Макинтошей (в нашем случае под OS X). Окна и элементы управления для версий под Windows выглядят похоже, и Вам будет несложно найти аналогии. В тех случаях, где различия существенны, мы приводим скриншоты и для Windows;
  • Все названия пунктов меню и кнопок переведены на русский язык, но для удобства ориентации в английских версиях программ мы сохраняем англоязычные термины. Чтобы их увидеть нужно просто навести курсор на русский термин (слегка выделенныйhighlighted) и во всплывающей подсказке появится английский вариант. Мы помечаем таким образом несколько первых упоминаний данного термина, но далеко не каждое его появление в тексте;
  • Вы всегда можете написать нам свои замечания и предложения в форуме. Для этого достаточно воспользоваться ссылкой "обсудить" в подвале материала.

Студия, Санкт-Петербург 2001

Получив цифровое изображение (путем сканирования, из цифровой камеры или каким-либо другим путем), будет нелишним понимать, насколько велик в нем запас информации, необходимой для последующей коррекции.

Каждый канал изображения представляет собой серию пикселов с различными градациями серого. Работая с файлами, у которых 8 бит на канал, вы получаете 256 оттенков серого для создания тональных переходов. А вот в файлах с 16 битами на канал в вашем распоряжении уже 65.536 оттенков. И хотя количество градаций серого растет по экспоненте (от 28 до 216), размер файла при этом увеличивается всего вдвое.

В этой статье мы говорим о глубине цвета в 8 или 16 бит, имея в виду один канал. И пусть вас не смущает, если в других источниках вы встретите другие цифры, обозначающие глубину цвета. Так как каналов три, иногда упоминается цифра, описывающая сразу три канала: например, 24 для 8 бит (8*3), или 48 для 16 (16*3). Кроме того, некоторые камеры и сканеры на самом деле дадут вам информацию с глубиной всего в 12 бит (36 на три канала) или 14 бит (42 на три канала). Это, конечно, больше, чем 8, но все же меньше 16-ти. Однако Photoshop (да и другие компьютерные программы) могут работать с данными только в двух режимах: 8 бит или 16 бит. Поэтому все файлы больше 8 бит обрабатываются как 16-битовые. И это хорошо, так как градаций серого в них все равно больше, и коррекция будет менее болезненной.

 Зачем это нужно?
Изображение до коррекции
Так выглядит фотография до обработки: слишком темная, детали отсутствуют

Конечно, от 16-битовых файлов можно было бы отказаться, если бы все изображения были сняты с идеальной экспозицией и не требовали никакой коррекции. Однако идеальной экспозиции достичь бывает крайне сложно, так как различные предметы на снимке зачастую имеют слишком разную яркость (если светлые экспонированы нормально, то темные могут получиться недоэкспонированными, и наоборот). В случае, если вы хотите подправить яркость или контраст вашего изображения, сохранив при этом плавность тональных переходов, вот тогда вам и понадобятся файлы с глубиной цвета в 16 бит.


Гистограмма до коррекции

Какие изменения с оттенками серого происходят при коррекции изображения, наглядно показывает гистограмма.

Чтобы увидеть исходную гистограмму, вызовем для выбранного изображения диалоговое окно Уровни (Levels). И для изображения в 8 бит на канал, и для 16-битового гистограммы пока одинаковы.


Гистограмма после коррекции (16 бит)

Теперь двигаем ползунки под гистограммой и, добившись нужной яркости и контраста, нажимаем ОК. Cнова вызываем Уровни, чтобы почувствовать разницу… и ужаснуться! У картинки, имеющей 16 бит на канал, гистограмма растянулась от черного (0) до белого (255), плавно проходя через все градации серого и не имея пропусков.


Гистограмма после коррекции (8 бит)

А у несчастной картинки в 8 бит гистограмма состоит из отдельных полос и большого количества пропусков (gaps). Это явление называется постеризация. Данная гистограмма сообщает нам о том, что у данного изображения после коррекции, увы, отсутствуют некоторые полутона.


Да, иногда этот недостаток почти незаметен, но вот в фотографиях, где много полутоновых переходов (например, в крупных портретах), он может проявиться весьма серьезно. Если вам случалось видеть портреты, снятые с помощью средне- или крупноформатных камер (старинные фото, как правило, выполнены именно так), то невозможно не заметить, насколько пластичны эти фотографии, насколько хорошо передаются на лицах людей тоновые переходы. А всё дело в большом количестве полутонов.

Для большей наглядности представьте себе, что файлы в 16 бит и в 8 бит представляют из себя резинку. Только 16-битовая резинка эластичная, и ее можно растягивать, а 8-битовая – с виду такая же, но при растяжении рвется (согласитесь, бывает очень неприятно, когда в самый неподходящий момент у вас рвется резинка). Так что не говорите, что мы вас не предупреждали…

 Откуда они берутся?

После сказки о волшебных файлах в 16 бит, у некоторых может возникнуть вопрос: а как их получить? Здесь нет ничего сложного. Большинство камер и сканеров могут создавать файлы в 16 бит на канал. Однако делают они это не по умолчанию, и поэтому вам придется покопаться с установками в камере или сканере. Скажем, в сканере нужно выбрать соответствующий режим (Mode) сканирования. А при сканировании лучше отключить все настройки сканера, которые вносят автоматическую коррекцию изображения (усиление резкости, удаление грязи и т.д.), так как управлять этими процессами мы не можем. Лучше получать немодифицированные файлы, а все коррекции в нужном нам объеме производить уже с помощью Photoshop.

Чтобы получить данные в 16 бит на канал из цифровой камеры, необходимо делать снимки в RAW-формате. Это “сырой” формат, он требует дополнительного программного обеспечения для преобразования в формат, доступный для Photoshop. Файлы в формате RAW удобны тем, что занимают меньше места, чем TIFF, а все коррекции (цвет, яркость, контраст) можно производить еще до генерации результирующего файла, не влезая в настройки камеры или сканера (подробнее о RAW-файлах можно прочитать в нашей Азбуке).

 А как с ними работать?

Коррекцию 16-битовых файлов можно производить либо с помощью программного обеспечения камеры или сканера, либо с помощью Photoshop. На наш взгляд, Photoshop предлагает более удобное отображение изменений, более ”мудрые” способы коррекции, а также возможность селективно корректировать отдельные участки изображения (хотя некоторые операции все-таки стоит делать еще до обработки в Photoshop – смотри главу “Шаг за шагом” в нашей Азбуке).

Впрочем, в работе с 16-битными файлами далеко не все так безоблачно. За предоставленные возможности всегда приходится расплачиваться. И эта банальная истина еще раз подтвердится, когда вы приступите к обработке изображения в 16 бит. Оказывается, Photoshop не позволяет использовать все свои возможности на 100%, оставляя нам только около 30%. Недоступными становятся СлоиLayers, Корректирующие слоиAdjustment layers, Инструменты выделения, многие фильтры и т.д.

Тем не менее, можно пользоваться УровнямиLevels, КривымиCurves, палитрой ИсторияHistory и некоторыми другими инструментами. Этого вполне достаточно, чтобы скорректировать экспозицию, яркость и контраст изображения без потерь в полутонах.

А что делать, если для коррекции изображения нужно применить более сложный подход, требующий использования масок, выделений и других недоступных для 16-битных файлов возможностей?

Чтобы воспользоваться всеми возможностями Photoshop и при этом не отказываться от преимуществ, которые дают 16 бит, нужно совершить небольшой трюк. Для этого создайте копию вашего исходного изображения и переведите ее в 8-битовый режим через меню Изображение » Режим » 8 бит/КаналImage » Mode » 8 bits/Channel.

Теперь обработайте этот 8-битовый файл, не особенно задумываясь о проблемах постеризации и о провалах в гистограмме, - применяя корректирующие слои, выделения, маски и фильтры – в общем, все, что нужно.

Теперь необходимо все коррекции (Кривые, Уровни и т.п.) сохранить в виде настроек, используя кнопку СохранитьSave, которая присутствует в каждом диалоге коррекции. Если коррекция используется без маски, то эти параметры можно будет просто применить в 16-битных изображениях, используя кнопку ЗагрузитьLoad в тех же самых диалогах.

Если для применения коррекции вам необходимо использовать маску, то придерживайтесь следующей процедуры:

Выберите корректирующий слой в 8-битном файле и кликните на маске, удерживая клавишу Command (для PC - Сtrl) – и маска превратится в селекцию. Теперь перетащите селекцию в 16-битное изображение. Чтобы после перетаскивания селекции она точно совпала с изображением, после начала перетаскивания необходимо нажать и удерживать клавишу Shift. Обратите внимание, чтобы при перетаскивании у вас не был выбран инструмент ПеремещатьMove, так как при этом Photoshop попытается перенести сами пикселы, а нас интересует только селекция. Теперь остается только вызвать диалог коррекции и применить сохраненные настройки.

Вы можете проделать эту процедуру последовательно для всех корректирующих слоев вашего 8-битного изображения (порядок должен быть снизу вверх).

 Не торопитесь избавляться от 8 бит
Постеризация (слева)

На фрагменте слева изображение было обработано с глубиной цвета в 8 бит - в результате чего возникла постеризация. А на фрагменте справа изображение было обработано с глубиной цвета в 16 бит.

Почувствуйте разницу!


Теперь вы видите, что даже при наличии определенных ограничений с 16-битными изображениями вполне можно работать. Выбирать, как всегда, придется вам: либо применять ограниченные способы обработки, но зато сразу, либо прыгать от 16 бит к 8 - и обратно. Освободить нас от этой процедуры, мы надеемся, смогут новые версии Photoshop, у которых все операции будут доступны и для 16-битных изображений.

А пока придется решать с каждым файлом в отдельности: 8 бит или 16? Универсальных советов здесь нет, но общий принцип понятен - ищите в результирующем изображении постеризацию. Если она присутствует в 8-битном файле – нужно работать с глубиной цвета в 16 бит. А если на гистограмме постеризация не наблюдается, тогда 16 бит вам и не нужны – одна морока.

И напоследок еще один маленький совет - обязательно сохраняйте свои 16-битные оригиналы, работайте с копиями. Храните ваш оригинал, как хранят негатив - возможно, со временем вам захочется обработать его совсем по-иному.

обсудить... (откликов: 1)  

 Подробнее на тему...
Про глубину цвета в 16 бит
что это? )
что это? )



Выбираем LCD монитор
Выбираем LCD монитор
Несмотря на некоторые преимущества CRT мониторов вы все-таки решили идти в ногу с прогрессом и остановили свой выбор на LCD мониторе. Вам не помешает внимательно изучить те характеристики, на которые стоит обращать внимание в первую очередь. Конечно, главное преимущество LCD монитора в том, что он плоский и занимает намного меньше места по сравнению с аналогичным CRT монитором. Ну с этим свойством плоских мониторов вы разберетесь и без нашей помощи. А на что еще стоит обращать внимание?

Фотошоп (Photoshop) в зернах
Фотошоп (Photoshop) в зернах
Почему "в зернах"? Потому что Photoshop, так же как и кофе, разным потребителям предъявляется в различных обликах. Пользоваться его основным инструментарием может и новичок - точно так же, как растворимый кофе доступен всем и кажому. Для того же, чтобы постигнуть могущество Photoshop во всей полноте, нужно затратить много времени и усилий - точно так же, как на приготовление настоящего кофе...


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено