digital photoscape - цифровая фотография Немного о шумах... Лень – двигатель прогресса... Служба профилирования Digital Photoscape Базовая техника Рассеянного Свечения
Новости Цифровая азбука Все про Photoshop Фотошкола Тест-драйв Места знать надо Форум Альбомы Ссылки О нас

Начало / Тест-драйв / Эксперименты /
Макроконвертер своими руками  
глоссарийкарта сайтапечать

При всех своих достоинствах, камера Canon PowerShot G5 (и ей подобные) имеет относительно слабый режим макросъёмки. По длинной стороне в кадре умещается не менее 6 см. При этом минимальное расстояние от объекта съёмки до передней линзы составляет от 5 до 15 см в зависимости от величины зума. Исправить этот недостаток аппарата со встроенным объективом может макроконвертер 250D (стоит порядка 150$), крепящийся на адаптер конвертеров LA-DC58B с посадочной резьбой 58мм (стоит около $25).

Помимо применения макроконвертера, существует другой способ макросъёмки, когда берут фотографический объектив и устанавливают его передней линзой вплотную к основному объективу фотоаппарата. Для этого приобретают специальные переходные кольца - макрокаплеры. Эти кольца с двух сторон имеют резьбу под резьбу светофильтра сочленяемых объективов, стоят около $10. В нашем случае следовало бы купить кольцо 49х58 (для объектива Юпитер-9 или 52х58 для какого-нибудь другого объектива, скажем Зенитар-М). Собственно, на этом можно было бы и остановиться. Смешно крохоборничать из-за $35. И, тем не менее, есть одно "но". Оптические свойства системы из двух объективов требуют, чтобы расстояние между их передними линзами было минимальным. При использовании штатного адаптера конвертеров LA-DC58B остаётся зазор от его края до передней линзы объектива фотоаппарата, а, кроме того, добавляется зазор, равный глубине резьбы под светофильтр вспомогательного объектива. Это приводит к появлению заметного виньетирования. Чтобы избавиться от него, требуется такой адаптер, который был бы немного короче, чем штатный.

 Изготовление адаптера своими руками
Чудеса маскировки (муха, замаскировавшаяся под осу) [Sergey Meshalkin]

Задача изготовления укороченного адаптера оказалась легко решаемой. Сразу оговорюсь, что для изготовления адаптера потребуются неглубокие, но прочные навыки слесарных работ. Начинаем с выбора вспомогательного объектива. Общее правило: чем более широкоугольный вспомогательный объектив мы используем, тем большее увеличение получаем. Гнаться за очень большими увеличениями не стоит, особенно, если опыт макросъёмки невелик. На основании только этого соображения хорошо подошёл бы Юпитер-37 3,5/135, в этом случае захват по длинной стороне кадра составлял бы около 3,5см (позволяя переснимать плёночные архивы!). Но оказалось, что для подавления виньетирования расстояние между передними линзами должно быть совсем уж маленьким (не более миллиметра), а это ведёт к риску испортить объектив фотоаппарата. Заманчивым казалось использование светосильного Зенитара-М 1,7/50. К сожалению, он даёт слишком большое увеличение (кому-то это может оказаться в самый раз). Оптимальным оказался Юпитер-9 2,0/85. Резьба под светофильтр для этого объектива - М49. Забегая немного вперёд, скажем, что вторая резьба макрокаплера, который нам предстоит приобрести, - М52. Итак, идём в магазин и покупаем макрокаплер 49х52. Допускаю, что кто-то может изготовить его самостоятельно или попросить сделать его своего друга, - это не запрещается! Теперь дело за малым: изготовить адаптер. Если бы это было сложно, не стоило и начинать. К счастью, всё очень просто.

Для изготовления адаптера покупаем на рынке или в магазине кусок пластиковой сливной трубы диаметром 5см (кусок прямой трубы длиной около 30см стоил 25 рублей). Из этих труб серого цвета, а также всевозможной конфигурации колен и сочленений на рынках делают всякие причудливые инсталляции, так что перепутать невозможно.

 Обработка трубы
Труба в разрезе

Для изготовления адаптера используем утолщённую часть трубы, где находится герметизирующая резиновая прокладка (прокладка нам не понадобится, удаляем её). Теперь нужно убедиться, что труба с трудом надевается или вообще не надевается на объектив. Скорее всего она не будет надеваться. Тогда нужно острым ножом слегка снять фаску изнутри под углом 10-15 градусов к оси трубы, после чего она будет плотно садиться на объектив. Снять фаску нужно настолько, чтобы труба не болталась на объективе, но в то же время усилие, с которым она насаживается на объектив, не привело бы к его порче (точнее к расшатыванию съёмного кожуха на модели G5). После этого труба обрезается так, чтобы длина нашего адаптера была 4,5 - 4,6см. Проще всего сделать это ножовкой, окончательно довести напильником. Важно выдержать перпендикулярность среза оси трубы. Теперь готовим место под макрокаплер. С передней стороны адаптера изнутри снимаем фаску под углом 15-20 градусов к оси трубы так, чтобы в получившийся конус макрокаплер вошёл бы с заметным усилием (стороной с резьбой М52). От того, насколько туго он войдёт, будет зависеть надёжность фиксации вспомогательного объектива. Если не удалось добиться надёжной механической фиксации макрокаплера в конусе адаптера, можно усилить сцепление клеем (например "Супер Момент"). Правда в этом случае макрокаплер навсегда останется при адаптере.

 Глубина посадки адаптера
Макро насадка

Получилась довольно жёсткая и надёжная конструкция, держать которую (после установки на фотоаппарат) удобно левой рукой, поддерживая большим и указательным пальцами вспомогательный объектив, средним и безымянным - адаптер. Глубину посадки адаптера регулируем при выдвинутом объективе фотоаппарата, с учётом глубины резьбы под светофильтр вспомогательного объектива так, чтобы между передними линзами оставалось расстояние не менее 0,1-0,2см. Нужно отдавать себе отчёт в том, что это очень ответственная операция. Неверно выставленное расстояние может привести к наезду выдвигающейся линзы объектива фотоаппарата на переднюю линзу вспомогательного объектива со всеми вытекающими.

Так что отмеряйте десять раз!!

После того, как нужная глубина посадки будет найдена, следует заметить положение задней кромки адаптера относительно основания объектива и в дальнейшем надевать адаптер до нужного положения безо всех этих измерений. Я сделал так, чтобы адаптер просто садился до самого основания. Адаптер можно вообще не снимать, если подобрать крышку, которая надёжно садилась бы на него (на внешнюю резьбу макрокаплера).

 Брюки превращаются...
Линейка 2

Световой поток, проходящий через вспомогательный объектив, ослабляется незначительно, так что в солнечный день можно снимать с рук даже при ISO 50. Часто достаточно бывает упора, штатив, конечно же, даст лучшие результаты в отношении резкости, но оперативности его использования может хватить далеко не всегда. Хотя, это уже совсем другая история. Для съёмки ставим вспомогательный объектив на бесконечность и полностью открываем его диафрагму. Объектив фотоаппарата выдвигаем в положение максимального зума. Фокусируемся на объекте, меняя расстояние между передней линзой составного объектива (т.е. задней линзой вспомогательного объектива) и объектом. И нажимаем на кнопку затвора. Расстояние до объекта в фокусе - около 3 см. Как ни странно, этого часто хватает. По крайней мере не все бабочки, занятые сбором нектара, улетают прежде, чем будет нажат спуск. А осу или шмеля вообще трудно напугать видом фотоаппарата. Зато теперь в нашем распоряжении довольно светосильный макрообъектив, практически лишённый виньетирования. Работать с ним удобно, надевается адаптер быстро, снимается - тоже, причём можно снять адаптер с объективом, а можно и отвернуть только вспомогательный объектив. Адаптер вместе с объективом удобно переносить в футляре от Юпитера-37. Чем реже вы будете откручивать макрокаплер от адаптера, тем лучше, но не стоит особенно об этом задумываться, разболтавшееся соединение можно укрепить, в крайнем случае - изготовить новый адаптер.

 Альтернатива?
G5 готов для макросъемки

Альтернативой довольно тяжёлому объективу, крепящемуся перед объективом фотоаппарата, является двояковыпуклая линза, которая тоже может служить макроконвертером. Кроме меньшего веса такая оптическая система может дать большее расстояние фокусировки, что важно в макросъёмке. Правда эта система будет, скорее всего, обладать большими аберрациями. Во всяком случае, тем, кто располагает подходящей линзой и в состоянии укрепить её на адаптере, стоит попробовать поэкспериментировать.

Хотя, эта статья посвящена доработке фотоаппаратов Canon серии G, но мне хотелось бы обратить внимание владельцев других аппаратов с несменным объективом: доработка почти любой фотокамеры возможна, было бы желание и умение. Не только зеркальные фотоаппараты позволяют оптические эксперименты, с "мыльницами" тоже можно поработать!

Copyright © 2004. Сергей Мешалкин (ака Netoroplivy)
 Фотографии снятые с помощью такого адаптера
Вселенная через макрообъектив
Снимать макро я начал только сейчас, обзаведясь цифровым фотоаппаратом. Почему не делал это плёночным? Не знаю... Ведь были кольца, объектив для этого подошёл бы любой. Упущенное время! И, что важно, для макрофотографии цвет не обязателен, её выразительности хватит и в чёрно-белом варианте. Равно как и объектов съёмки – хватит на всех, как грибов в осеннем лесу. Макрофотография сейчас в основном удел "зеркальщиков". Для "мыльницы" нужно покупать недешёвый конвертер, да и не для всякой "мыльницы" такой конвертер есть. Поэтому для рядового "любителя" окно в макромир закрыто. Как выяснилось, лазейку можно всё-таки найти! Через эту "лазейку" и получены фотографии, выставленные на ваш суд.
обсудить... (откликов: 3)  

что это? )
что это? )



Склейка панорамы вручную
Склейка панорамы вручную
О том как можно склеить панораму из нескольких кадров вручную (то есть без помощи специальных программ) и что для этого потребуется. Рецепт расчитан на средний уровень владения Photoshop. Необходимы знания по работе со слоями, с масками, режимами смешивания и методами ретуширования фотографий.

Маски, маски... маскарад!
Маски, маски... маскарад!
Настало время поговорить об еще одном любопытном инструменте Photoshop – о масках. Хотя, маска маске рознь. Сегодня вам может понадобиться маска тонкая, едва угадываемая... словно фата, скрывающая прелестное личико юной невесты. А завтра вам потребуется маска непроницаемая, как броня Железного рыцаря. Хотите знать, зачем нужны маски? Что нужно учитывать, и о чем помнить, пытаясь скрыть от посторонних глаз "лишние" детали вашего изображения? Как деликатно вывести на передний план главных героев, сохранив при этом их "внутренний мир"? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемой статье и, возможно, добавите к своему жизненному опыту еще несколько полезных штрихов. Еще один шаг на пути к совершенству.


глоссарийкарта сайтапечать
Содержание, дизайн и расположение элементов является собственностью digital photoscape
Воспроизведение полностью или частично в любой форме и на любых носителях
без письменного разрешения digital photoscape запрещено